Россияне переплачивают за подделки каждый день

80% якобы фирменных товаров в России фальсифицированы. И это — самый выгодный бизнес в России
В конце прошлой недели в Москве сотрудники Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД изъяли фальсифицированные люстры и светильники, продававшиеся под маркой австрийской фирмы Swarowsky, на сумму в несколько миллионов долларов. Изготовлением люстр занималась фирма "Лонг Стелс". По оценкам экспертов, в ряде секторов рынка доля фальшивок в российской столице достигает 80%. Ущерб, причиненный производителям контрфактной продукцией, оценивается в 1,5 млрд долларов в год.

Фирма "Лонг Стелс", по данным ГУБЭП, производила светильники трех видов. В цехе в Солнцево на каркасы люстр наносилось напыление желтого металла, а в цеху на улице Кржижановского люстры комплектовались стеклянными и хрустальными подвесками. Часть произведенной продукции действительно комплектовалась изделиями фирмы Swarowsky, но ее доля не превышала 1%. На все остальное устанавливались подвески турецких фирм. При этом люстры продавались под маркой Swarowsky в 20 крупных торговых центрах, расположенных на МКАД. В одном из таких центров была изъята партия фальшивых люстр на сумму в 300 тыс. долларов. Директора "Лонг Стелс" задержали. Он оказался гражданином Украины и в Москве проживал без регистрации. Это не первый случай обнаружения фальшивой продукции, продающейся под маркой Swarowsky. Такая популярность этой фирмы у мошенников объясняется высокой стоимостью оригинальных изделий от Swarowsky. Хрусталь этой фирмы стоит от 100 долларов, при этом изготовление фальшивки обходится на порядок меньше. Мошенники получают до 1000% прибыли.

Высокие прибыли, сравнимые с прибылями от наркоторговли, и обуславливают столь бурный расцвет рынка фальсифицированных товаров. "Трудно назвать отрасль, в которой не было бы подделок", — сказал РБК представитель Службы по борьбе с фальсификацией Анатолий Златкис. В некоторых областях процент поддельных товаров достигает 80%. В первую очередь это касается видео- и аудиопродукции. Помимо пиратских дисков и видеокассет, на рынке огромное количество фальшивой косметики и парфюмерии: в Москве ее до 60%. Подделывают и одежду, которую продают в дорогих бутиках с перешитыми лейблами известных фирм, и обувь, и продукты питания, и лекарства. "На поддельных лекарствах можно заработать до 500% прибыли", — сказал РБК Анатолий Златкис. Причем, если продаваемая под видом известного бренда одежда и обувь, как правило, хорошего качества, то фальсифицированные лекарства не обладают никакими заявленными свойствами. Их изготавливают из соды и сахарной пудры. То же самое касается биологически активных добавок: "Написать в аннотации могут что угодно: вплоть до того, что от приема этих добавок увеличивается рост. Народ с удовольствием раскупает такие добавки, — говорит Анатолий Златкис. — На деле они оказываются совершенно бесполезны, правда, и безвредны". На биодобавках мошенники зарабатывают до 400% прибыли.

Фальсифицированные товары, как правило, подмешиваются в партию настоящего. Происходит это либо уже на торговой точке, либо на складе. "Торгуют у нас в основном приезжие, — сказал РБК Анатолий Златкис. — Им предлагают добавить в партию нормального товара часть фальсифицированного по более низкой цене. Продавец, согласившийся на это, получает свою долю прибыли. Разве они откажутся заработать лишнюю тысячу рублей?". Купить подделку можно где угодно: и в дорогом бутике, и на рынке. Причем на последнем риск меньше: там просто реже врут. Застраховаться от такой покупки невозможно. В одном и том же магазине можно купить и подделку, и нормальную вещь — как повезет. Подделывают и дешевые, и дорогие товары. Около месяца назад правоохранительные органы изъяли стокилограммовую партию ювелирных изделий марки "Фабереже". Они были произведены в Турции из золота более низкой пробы и драгоценных камней с недостаточно высокими характеристиками.

Бурному расцвету рынка фальсификата во многом способствует слабость законодательства. Мошенники пользуются тем, что факт преступления возникает только в момент продажи фальсификата. "Вы можете придти на фабрику и заказать партию таблеток из соды и сахарной пудры. Это законная деятельность — мало ли для чего вам понадобились такие таблетки, — сказал РБК Анатолий Златкис. — Заказ упаковки в полиграфических фирмах тоже не является преступлением. Даже когда вы вкладываете фальшивые таблетки в фирменную упаковку — вы тоже не нарушаете закон. И только когда продавец продал фальшивый товар покупателю, возникает преступление". Но на этом этапе изготовителя найти уже невозможно. Он нигде не регистрируется, никому не заявляет о своей деятельности.

Часто распространению фальсификата способствуют сами фирмы-производители. Некоторые, по данным Анатолия Златкиса, не хотят раскрывать факты появления фальсифицированной продукции, чтобы не утратить доверие покупателя: "Им выгоднее тратиться на рекламу, чем на борьбу с фальсификатом, — сказал РБК Анатолий Златкис. — Тем более, что часто фальшивки бывают вполне хорошего качества". По данным службы по борьбе с фальсификацией, встречаются случаи, когда сами менеджеры крупных фирм в погоне за дополнительным заработком грешат продажей фальшивок, добавляя их в партии настоящего товара. Иногда, правда, производители обращаются в соответствующие органы с жалобами. "К нам как-то обратились производители мебели, — рассказывает Анатолий Златкис. — У них неожиданно упали продажи. Объективных причин для этого не было, и фирма заподозрила мошенничество. Мы передали информацию в УБЭП и в результате проверки мошенники были обнаружены. Действительно, они изготавливали мебель под маркой пострадавшей фирмы и тем самым отнимали у нее значительную долю рынка".

По мнению Анатолия Златкиса, штрихкод не защищает товар от подделок. У службы по борьбе с фальсификацией есть свой способ. Некоторые фирмы им пользуются. На упаковку приклеивается индивидуальный номер, сгенерированный программой и содержащий данные о производителе, дате производства и прочее. Причем для каждой единицы товара номер свой. Покупатель может обратиться в диспетчерскую службу СБФ, зачитать номер и диспетчер проверит по базе данных подлинный ли товар. "Мошенники лишены возможности подделать этот номер, поскольку они не знают принципов его создания, — сказал РБК Анатолий Златкис. — Единственное, что они могут — откопировать этот номер и размножить. Но если в диспетчерскую службу поступят два запроса с одинаковыми номерами, сигнал тут же поступит в УБЭП". А дальше — дело техники, утверждает RBC.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить