Правительство суетится. Под Абрамовичем?

Чукчи селедку и минтай не едят, их хлеб — тюлень и кит. Так было, пока в край не пришел новый начальник Чукотки
Новогодний подарок приморским рыбакам и их семьям решило сделать Правительство РФ, согласно распоряжению которого от 31.12.2002 года на 30% уменьшена доля промышленной квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выделяемых Приморскому краю. Весьма примечателен тот факт, что прежнее распоряжение того же правительства, закрепляющее доли субъектов РФ в общих объемах промышленных квот, датировалось всего неделей ранее — 24 декабря 2002 года. Новое распоряжение, официальное подтверждение о котором было получено только 7 января, стало неприятной неожиданностью для администрации края, которая считала, что квоты будут распределены в соответствии с подписанным в конце декабря губернаторами Дальнего Востока протоколом.

Поспешное и ничем не обоснованное снижение промышленных квот на 2003 год может вызвать серьезные негативные последствия для экономики края, где рыбохозяйственный комплекс является крупнейшим отраслевым блоком (более 50 тысяч жителей Приморского края работают в рыбной промышленности). В 2002 году Приморский край уже лишили квот на вылов минтая в угоду интересам отдельных регионов Дальнего Востока (далеко не последним из которых является Чукотка под предводительством Романа Абрамовича), где рыбная отрасль не является основной, где отсутствуют береговые предприятия, и откуда рыба и морепродукты в основном без переработки направляются на экспорт. Только за последние три года промышленные квоты на вылов водных биоресурсов Приморскому краю сокращены на 52%.

Из 30% промышленных квот, "урезанных" для Приморского края, 10% распределены между Чукотским и Корякским автономными округами, Магаданом и Сахалином. Остальные 20% зарезервированы Правительством РФ. Данный резерв сформирован только за счет объемов квот, выделенных Приморскому краю. Хотя Приморский край располагает наиболее мощным на Дальневосточном бассейне добывающим флотом, и рыбная отрасль Приморья, несмотря на снижение выделенных квот на добычу водных биоресурсов, не снизила объемы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет более рационального использования ресурсов. В 2002 году в Приморье было выловлено 50 тысяч тонн кальмара, который полностью был поставлен на российский рынок. Удалось значительно снизить и рыночную стоимость этого продукта. На 2003 год квот на добычу кальмара было выделено лишь на 15 тонн. Теперь осталось лишь 9 тонн.

Чем же объяснить столь явное пренебрежение интересами края, демонстрируемое на протяжении ряда последних лет Российским правительством?

Свое мнение на этот счет высказал на состоявшейся вчера пресс-конференции первый вице-губернатор края Федор Новиков :

"Новое распоряжение лишает права на жизнь и труд 70 тысяч рыбаков края и сотни тысяч членов их семей и работников рыбоперерабатывающих предприятий. Это треть Находки, все Преображение, четверть Владивостока. Основания для передачи приморских квот другим территориям? Якобы для обеспечения рыбой малочисленных коренных народов Севера и развития производственной базы в регионах. Но ведь очевидно, что чукчи селедку и минтай не едят, их хлеб — тюлень и кит. Точно так же Сахалин, Камчатка и севера никогда не осваивают своих квот и в конце года частично передают их нам — с 1995 года при квотах в 46-48 процентов мы вылавливали не менее 56 процентов! Дело, я думаю, вот в чем. Уходя из Охотоморья, поляки за бесценок продали свои суда богатеям на Чукотке и в Магадане. Там в рыбалку пришли некоторые богатенькие губернаторы типа Абрамовича, которые надеются за счет краба — это 60 тысяч тонн квот в год на 600 миллионов долларов! — набить карманы себе и нескольким чиновникам в Москве. Квоты просят для развития прибрежного рыболовства, но куплены-то ими не малые сейнера, а БАТМы — суда океанического и морского промысла! Кроме того, промквоты чукчей и коряков осваивают нанятые ими суда Приморья — их у нас 450, а обеспечить работой мы можем лишь 250! При этом чукотские и магаданские новые русские рыбаки требуют от правительства дотаций на развитие своего бизнеса в трудных экономических условиях. Спрашивается, зачем создавать новое рыбоперерабатывающее предприятие в Магадане, если простаивают уже существующие в Приморье? Кстати, выделенные в 2002 году северам 46 тысяч тонн квот просто пропали — их так никто и не освоил. Разумеется, часть забранных у нас промышленных квот будет продана нам же на аукционах, что даст государству дополнительный миллиард рублей. От уменьшения квот пострадают все рыбаки края, ведь ПРХС теперь должен будет уменьшить доли всех 38 предприятий, их получивших. Например, у нас осталось 9 из 50 тысяч тонн кальмара, 100 процентов этой продукции уходили в Россию. Пострадает БАМР, который его ловит. Нас уговорили освоить лов сайры, сегодня оставшихся 11 000 тонн хватит только восьми из 42 специализированных судов. При самом дешевом сырце — он у нас в полтора раза дешевле сахалинского и камчатского — Приморье на рыбе давало в полтора раза больше налогов с хвоста! Наши сельдь и минтай подчистую скупали армия и флот, кормившиеся ими. Кто теперь ответит за продовольственную безопасность страны? Десятого января мы с губернатором летим в Москву на заседание правительства по этому вопросу. ГКР и Наздратенко нас поддерживают — будем биться до последнего. Нас поддерживают, за нашими спинами — десятки тысяч рыбаков. Деваться им некуда и они готовы на все!"


PS. По словам заместителя председателя Приморского краевого профсоюза рыбаков Сергея Соловьева, уже получены первые телеграммы от 133 экипажей, находящихся сейчас в море. Рыбаки готовы пойти на крайние меры.
По сообщению пресс-службы Совета рыбопромышленников Дальнего Востока, уже семь суток подряд, начиная с 1 января, вся Беринговоморская экспедиция со своим добывающим и обрабатывающим флотом стоят в вынужденном простое. Сигнал бедствия — сигнал SOS послан председателем совета капитанов Сахаровским и начальником промрайона Коваленко в 14 адресов, в том числе председателю правительства Михаилу Касьянову и председателю Госкомрыболовства Евгению Наздратенко.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *