Крылья Родины "обрежут"?

Рынок в России: Убрать конкурентов, повысить цены, припереть потребителя к стене!
Конечно, на первый взгляд, сегодня в России многовато авиакомпаний. И у большинства из них об "уровне сервиса" можно говорить лишь символически. В каком-то смысле, даже убогий сервис на внутренних линиях советских времен сегодня может показаться верхом совершенства. Однако так или иначе существующие авиакомпании заняли все ниши рынка и предоставляют тот сервис, который пассажиры в состоянии оплатить. Понятно, что многим из сегодняшних авиаперевозчиков просто не выдержать конкуренции и исчезнуть с рынка. Однако происходить это должно естественным эволюционным путем, как и предполагают азы рыночной экономики. Так хотя бы удастся избежать потрясений, когда те или иные регионы вдруг останутся вообще без авиатранспорта. Однако накануне выборов некоторые госструктуры лелеют планы жесткой искусственной селекции авиаперевозчиков.

Еще понятно, когда селекции требует глава МинЧС Сергей Шойгу. У него хоть профессиональный подход, и вполне обоснованные претензии к ряду частных авиакомпаний, у которых существуют реальные проблемы с обеспечением безопасности полетов. Но это уж, как говориться, дело профессиональных служб и инспекций — им решать, кому летать, а кому на прикол. Когда же ликвидировать большинство частных авиакомпаний призывает руководство "Росавиакосмоса", мотивируя свое предложение тем, что рынку авиаперевозок такая "зачистка" только пойдет на пользу, то это уж, простите, ни в какие ворота не лезет.

Вот глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев на этих выходных заявил, что ситуация, когда в стране действует более 300 авиакомпаний, "не может считаться нормальной". При этом особенно чиновника возмущает тот факт, что 50 фирм "обеспечивали свыше 90% пассажирских и грузовых перевозок". Они-то и должны в перспективе остаться на рынке, считает Юрий Коптев.

Конечно, его право. Да вот только никто до сих пор не мешал этим пятидесяти "авиагигантам" вытеснить остальных с рынка и отнять их жалкие 10%. Однако этого не произошло. Отчего же? Да оттого, что вот именно эти 10% для больших авиакомпаний не выгодны, нерентабельны. Иначе они бы давно все эти маршруты забрали бы под себя. И даже освободись сегмент совсем, крупные компании не бросятся туда сломя голову. Ибо их цены для потребителя слишком высоки, а перевозить себе в убыток им не с руки.

А раз так, то в этом узеньком секторе рынка и угнездились оставшиеся 250 с хвостиком компаний. И ничего, друг другу не мешают. Не исключено, что со временем кто-то из этих мелких, (но менее мелких, чем остальные) потихоньку придавил бы совсем мелких, и сам стал бы издали похож на крупного. Однако, если всех их, не разбирая, погнать поганой метлой, как предлагает г-н Коптев, то реально какие-то регионы просто останутся без "крыльев Родины".

Искушенный чиновник Юрий Коптев вслед за Сергеем Шойгу твердит о безопасности полетов. Но сам же проговаривается. По его словам, именно местные власти должны создать барьеры, не позволяющие использовать технику, которая в принципе "не может летать и не имеет права на жизнь". Этим самым, полагает чиновник, государство обеспечит закупки новых самолетов, что потянет за собой возрождение российской авиационной промышленности, которую как раз курирует "Росавиакосмос". Знакомый почерк?

Однако это не совсем так. Барьеры (и вполне обоснованные) и так существуют. Они созданы законами, подзаконными актами, техническими инструкциями. Но ни один из этих юридических документов не выполняется полностью. Почему? Ответ банален — нет денег. Их нет у небольших авиакомпаний, которые не в состоянии взять у банков "длинные" кредиты на покупку или лизинг самолетов — российские банки не дают таких длинных кредитов. Денег нет и у местных властей, поэтому они и смотрят сквозь пальцы на то, что полеты осуществляются на машинах, явно не соответсвующих требованиям техники безопасности. Однако если эти самолеты списать, то полеты прекратятся вовсе — летать будет не на чем.

Г-н Коптев надеется, что если как следует надавить законом, то местной власти деваться будет некуда, и она (за счет учителей, врачей, сирот и пенсионеров, неоплаченных счетов за электричество, газ и тепло) все же выложит денежки на новые отечественные (еще на стадии разработки уже не соответствующие правилам безопасности полетов) самолеты? Надеется на то, что, когда полеты прекратятся, то пассажиры волей-неволей будут платить большим авиакомпаниям за их дорогие услуги? Это уже очень хорошо знакомая всем нам логика расцветшего отечественного монополизма — не оставить никакого выбора и повысить цены. Однако, скорее всего, ничего не выйдет.

Губернаторы, к примеру, в ответ на это легко могут инициировать акции протеста в своих землях и уж точно тогда скажут своим согражданам: "Смотрите, вот вам ваш обожаемый Путин! До чего страну довел". А народ просто начнет больше ездить по железной дороге — тем более что там билеты дешевле. А 10% рынка, которые не дают покоя главе "Росавиакосмоса" рискуют просто исчезнуть из состава этого самого рынка авиаперевозок. И вся недолга.

Российские СМИ приводят высказывания как раз представителей тех самых 50 крупных авиакомпаний. Они толкуют об оздоровлении и конкуренции, опуская момент административно-государственной селекции. Но все равно понятно, куда ветер дует. И откуда. Конкурентное отсеивание происходит как бы само собой. И только для установления монополизма требуется вмешательство чиновника. Но никого это не смущает.

В России с началом реформ уже все привыкли, что цинично провозглашается одно, а в жизни под фанфары этих деклараций творится что-нибудь прямо противоположное. А СМИ при этом только вздыхают — мол, таковы "серые будни" капитализма в России. А мы все, развесив уши, им верим. Потому что будни настоящего капитализма из нас видели воочию десятки, если не единицы.

Как рассказывает глава "Росавиакосмоса" г-н Коптев, реформа рынка авиаперевозок будет касаться и главного регулятора — Государственной службы гражданской авиации. Сейчас именно ГСГА занимается распределением маршрутов между перевозчиками. Более того, это ведомство (его региональные подразделения) весьма плотно сотрудничают с местными властями и фактически лоббируют их интересы — то есть как раз те самые маленькие авиакомпании. И, чего уж греха таить, в которых местные власти чаще всего имеют непосредственную финансовую заинтересованность.

Наверное, поэтому, полагает Юрий Коптев, скоро перевозчики лишатся поддержки ГСГА. И, что самое забавное — тогда все авиакомпании, включая и те 50 якобы крупнейших, окажутся один на один с государственной монополией — "Аэрофлотом" - настоящим безжалостным хозяином русского неба, менеджеры которого имеют такой административный ресурс, который ни одному авиаперевозчику в этой стране и не снился. И что тогда начнется? Очевидно, настоящая рыночная селекция. С банкротствами, "наездами", перестрелками и пышными похоронами "павших бойцов". Но, как известно, если авиаперевозчиков "зачищают", то это кому-нибудь очень нужно. Особенно перед выборами.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить