Алюминиевые глиссеры вместо боевых субмарин?

Похоже, крупнейшая военная верфь Европы, "Севмашпредприятие", специализирующее на строительстве (а теперь и на ремонте) боевых атомных подводных лодок для российского Военно-морского флота, активно вырывается на международный рынок гражданского судостроения.

Впрочем, стремление оборонного гиганта, на котором работает около 27 тысяч высококвалифицированных специалистов-корабелов, к выходу на орбиту гражданского судостроения прослеживается уже не первый год. Например, весьма успешно, по мнению российских и зарубежных экспертов, ведется на Севмашпредприятии строительство плавучей ледостойкой буровой платформы "Приразломная" для нефте- и газодобычи на шельфе Арктических морей. Почему нефтяники и газовики избрали для выполнения этого уникального заказа именно оборонный Севмаш? По мнению аналитиков, причина достаточно прозаична. За последние 10-12 лет квалификация кадров многих других судостроительных предприятий России упала до такой степени, что освоение новой номенклатуры продукции им просто не под силу... Увы, таковы реалии нынешней России — падение объемов производства в последние годы крайне негативно сказывается на квалификации специалистов. Золотые руки и светлые мозги корабелов нуждаются в постоянном "тренинге"... Сложилась парадоксальная ситуация: в середине 90-х годов прошлого века, когда классные инженеры и техники галопом бежали с российских заводов в предпринимательство, директорат северодвинских оборонных гигантов, в первую очередь Севмашпредприятия и "Звездочки", умудрился спасти опытные и высококвалифицированные кадры, удержать их на рабочих местах. Сейчас, когда в производственных сферах России начинается некоторое оживление, специалисты Севмаша уже не жалеют о своем выборе — остаться на верфи. Хотя пришлось претерпеть и многомесячные "сидения" без зарплаты, и видимое отсутствие перспектив, и многое другое... Директорат сумел угадать, что на рубеже тысячелетий успешное будущее производства заложено не столько в "железе", сколько в людях. Отсюда интерес к потенциальным возможностям Севмаша и российских, и зарубежных партнеров.

В июне 2001 года ошарашили многих сообщения СМИ об уникальном контракте Севмаша: пресса сообщала, что военное предприятие будет строить... паром с алюминиевым корпусом для перевозки автомобилей гостей летних Олимпийских игр 2004-го года. Тогда слова руководителя пресс-службы Севмаша Раисы Элимелах цитировали практически все ведущие информационные агентства: "...генеральный директор ПО "Севмашпредприятие" Давид Пашаев вылетел в Швейцарию. Ожидается, что в этой альпийской республике он подпишет контракт на строительство паромов из алюминия..." Тогда, два года назад, мне пришлось задавать, так сказать, "наивные" вопросы некоторым ведущими специалистам Севмаша: "Неужели верфь способна строить корпуса судов из легкого и довольно капризного металла?" В свою очередь, моему вопросу удивлялись сами заводчане: на предприятии давно, несколько десятилетий назад освоили работы с гораздо более "сложным" в обработке металлом, титаном. Было построено несколько корпусов субмарин, и к качеству этих корпусов, эксплуатируемых в сложнейших условиях (сами понимаете — подводные лодки все-таки!) никаких нареканий не было. Тогда же, в июле 2001 года, был даже подписан контракт на создание северодвинскими корабелами двухкорпусных катамаранов глиссирующего типа, способных лететь по водной глади со скоростью 40-50 узлов. И при этом перевозить в своих комфортабельных салонах и каютах около тысячи пассажиров, а на нижней палубе, в твиндеке, -- свыше восьмидесяти автомашин. Руководителей Севмаша волновали вопросы и приобретения специального, "под алюминий", оборудования (прежде всего, сварочного), инструмента для обработки этого легкого металла, и обучения персонала работе с ним, и отработки необычной для предприятия технологии. Были уже определены основные участники проекта. К строительству высокоскоростных судов с диковинными динамическими принципами поддержания на воде — глиссирующих катамаранов — планировалось привлечь множество партнеров. Как сообщала известная в кругах профессионалов-корабелов газета "Корабельная сторона", предполагалось, например, что дизайн-бюро "Агат" (это дочерняя организация известного самолетостроительного КБ имени Сухого), специалисты которого не раз привлекались для реализации самых смелых авиационно-космических программ, должны были придать легкий, "летательный" вид будущему парому. Другой "воздушный" завод — Самарский авиационный металлургический, — поставляющий свою продукцию как для самолетостроительных, так и для ракетно-космических предприятий, рассматривался в качестве основного поставщика алюминиевых конструкций. Газотурбинный двигатель планировалось заказать в Украине, на Николаевском заводе. В переговорах были также задействованы представители Российской компании "Русский алюминий" и государственной компании "Оборонкомплекс".

Подготовка к работам по контракту пошла своим чередом и... И не менее ошарашивающими стали сообщения информагентств в конце минувшего года: контракт на строительство "Олимпийских" паромов на Севмаше якобы рухнул. Оказалось, интернет-СМИ несколько поспешили с выводами. Как сообщила в начале апреля в заводской газете "Корабел" руководитель пресс-службы Севмашпредприятия Раиса Элимелах, развитию этого проекта помешали трагические события 11 сентября 2001 года, когда террористами были разрушены высотные здания торгового комплекса в Нью-Йорке. Именно там, в офисах корпорации, велась разработка и подготовка коммерческой документации на быстроходные паромы. Идея их создания не похоронена, она привлекает внимание западных судостроительных компаний. Об этом шел разговор в Швейцарии (Цюрих) между представителем Севмаша и бизнесменами Запада, которые обещают оказать содействие в привлечении инвестиционных средств для строительства целой серии быстроходных паромов из алюминия. А построить их Севмаш сможет — пусть никто не сомневается. "Мы продолжаем развивать конверсионные программы, а не только выполняем гособоронзаказы. Рассмотрим все предложения, с которыми обратятся на завод деловые люди" - приводит пресс-секретарь слова заместителя Генерального директора Севмаша В.В. Бородина.

На днях новая весть о перспективном контракте Севмаша пришла из Швейцарии. Губернатор Поморья Анатолий Ефремов лично занялся этим вопросом в Цюрихе, во время проводившейся там презентации "Архангельская область: реальные возможности для сотрудничества". Судя по всему, проект получил второе дыхание. Вновь велись переговоры о создании серии быстроходных грузо-пассажирских судов. По сообщению пресс-службы Архангельской областной администрации, примерная стоимость одного парома — около 70 миллионов долларов. В финансировании работ выразило желание принять Швейцарское агентство содействия инвестициям — СОФИ. Будут ли скоростные паромы "от Севмаша" участвовать в Олимпийских играх в Афинах, пока не решено. Впрочем, ответ на этот вопрос прост: чем во будет подписан окончательный вариант контракта и начнется реальное финансирование заказчиком — тем раньше "гражданские" паромы сойдут на воду со стапелей крупнейшей в Европе военной верфи.

Обсудить