Бантик для ВПК

"Потемкинские деревни" сибирской оборонки
21 июня 2003 года состоится заседание Совета Безопасности, на котором будут рассмотрены вопросы состояния экономики и оборонно-промышленного комплекса Сибирского федерального округа. Именно для подготовки материалов к этому важному заседанию рабочая группа Совбеза во главе с Владимиром Рушайло в конце мая совершила пятидневную поездку по Сибирскому федеральному округу, проведя ряд совещаний с руководителями регионов и оборонных предприятий.

Перед отлётом, на встрече с журналистами Рушайло отметил, что Сибири принадлежит особая роль в государственном строительстве России. "Сибирский федеральный округ занимает одно из центральных мест в экономике страны, является важным звеном в общей системе ее обороны" - заявил он. Особую роль Сибирского региона подчеркнул и полпред президента в СФО Леонид Драчевский.

В ходе поездки рабочая группа аппарата Совбеза РФ посетила три крупнейших промышленных центра округа — Новосибирск, Омск и Норильск. Приняла участие в межведомственных совещаниях, на которых были рассмотрены вопросы обеспечения национальной безопасности в социально-экономической, военной, оборонно-промышленной, научно-технологической и других сферах, ознакомилась с работой крупнейших предприятий и научных центров Сибири. "Основная цель — посещение предприятий оборонного комплекса, научных организаций, военных частей и подразделений", — сказал В. Рушайло.

Комментируя итоги межведомственного совещания в Новосибирске, секретарь Совбеза не преминул сообщить о наличии в регионах Сибирского федерального округа положительной динамики по основным макроэкономическим параметрам. Однако дальнейшее развитие сибирских территорий ограничивается несколькими факторами. Важной проблемой является дисбаланс большого ресурсного потенциала СФО и его слабой заселенности, а также недостаточность транспортной инфраструктуры. Любопытно, что данная проблема появилась относительно недавно — хотя дорог в России, понятное дело, всегда не хватало, но в то же время "слабая заселенность никак не мешала в советское "застойное время" многочисленным промышленным и оборонным предприятиям производить продукцию не просто конкурентноспособную, но далеко опережающую западную).

Кроме того, В. Рушайло сказал, что существенной проблемой является недостаточная инвестиционная активность в регионе. Он сообщил, что в Сибири будут отрабатываться принципиально новые налоговые, таможенные и лицензионные режимы для повышения инвестиционной активности. По его словам, разработка таких режимов уже идет, и в ближайшее время они будут рассмотрены на заседании Совета безопасности.

Как отметил глава Совбеза, задача совещания в Омске, ставшего конечным пунктом пребывания группы на сибирской земле, с участием руководителей сибирской оборонки была взаимосвязана с посланием Президента России Федеральному Собранию, где подчеркивалась важность перевооружения российской армии, ее оснащение современными видами вооружений. По словам Рушайло, намечен ряд конкретных мер, направленных на повышение престижа труда и заработной платы, занятых в оборонном комплексе рабочих — соответствующее распоряжение отдано Президентом.

Тот факт, что внимание властей в первую очередь обратилось к Сибири, вполне объясним. До 1995 года доля сибирских предприятий ОПК составляла более 20 процентов от общего количества предприятий оборонной промышленности РФ. Да и сегодня округ обладает высоким научно-техническим производственным и кадровым потенциалом — на его территории функционируют более 100 крупных промышленных и научных предприятий ОПК. Здесь представлены практически все направления оборонного комплекса, включая уникальные предприятия и НИИ.

Говоря о состоянии отечественного оборонно-промышленного комплекса, секретарь Совбеза подчеркнул, что несмотря на то, что решения СБ РФ в области оборонно-промышленной, научно-технологической и военно-технической безопасности в Сибирском федеральном округе в целом выполняются, ряд проблем в ОПК остается нерешенным, причем наметившийся рост объемов производства не устраняет их. Речь, прежде всего, идет о снижении качества продукции оборонных предприятий — как в рамках госзаказов, так и выпущенной на экспорт. Объем финансирования разработок и производства военной техники не обеспечивает достаточную загрузку предприятий. "Поэтому мы должны провести инвентаризацию оборонных предприятий и определить самые эффективные из них, обеспечить новый менеджмент", — сказал секретарь СБ. Кроме того, отметил В. Рушайло, система управления оборонно-промышленным и научно-техническим комплексом недостаточно приспособлена к условиям рыночной экономики. "Не используются большие резервы взаимодействия федеральных и региональных органов власти", — подчеркнул он. Еще одной проблемой, сказал секретарь СБ, является неудовлетворительное финансовое состояние предприятий ОПК и износ основных фондов, составляющий в оборонной промышленности СФО в среднем 59%, а на некоторых предприятиях — до 80%. Кроме того, по словам В. Рушайло, за последние годы снизилось качество продукции ОПК как в рамках оборонного заказа, так и экспортной. В целом, как отметил Владимир Рушайло, с руководителями оборонного комплекса состоялся конструктивный разговор. Все предложения будут обобщены и проанализированы.

Все это было официальной версией происходящего — то что во время поездки слышали из уст Рушайло журналисты. И слова все правильные, и вполне убедительноон говорил. Именно с такими "пламенными речами" после поездки Секретарь Совбеза пришел на доклад к Президенту России. Владимир Путин выслушал часть "рапорта" и оборвал Рушайло. Что с нашим Президентом бывает крайне редко. Зрители "Первого" канала увидели, как изменилось лицо Владимира Борисовича при словах Владимира Владимировича о том, что проблем-то он не увидел и не вскрыл. Проблем больше и лежат они глубже. И выходит, что экономической безопасностью страны и региона Рушайло во время поездки толком и не занимался, отдав предпочтение посещению тех "потемкинских деревень", которые ему показывали губернаторы.

Впрочем, есть ещё одна проблема, которую, естественно, не могли вспомнить участники совещаний и о которой не очень охотно упоминают СМИ. Это вопрос взаимоотношений властей и предприятий "оборонки". Как правило, предприятия ОПК в связи с "новыми веяниями" последнего десятилетия стали убыточны в финансовом плане и отношение к ним таково, что они представляют из себя ненужную обузу для руководителей городов и областей. На деле даже сейчас они убыточны преимущественно тогда, когда выпускают бог знает какую непрофильную продукцию, когда не ориентированы на основное производство, когда областные власти призывают руководителей предприятий дробить их на мелкие лавки и пытаются делать из каждого цеха ООО или ТОО или еще нечто новомодное). Финансировать оборонку из бюджета — никаких средств не хватит, а создавать условия для их жизнедеятельности нет желания и возможностей — таков миф в отношении этих предприятий, хотя никто и не просит финансировать из бюджета городов и областей. Есть защищенная строка государственного бюджета. Проблема в том, что деньги из федерального бюджета на эти предприятия прийти не могут, они уже давно все не государственные, а губернаторские, и перестали быть предприятиями ВПК, а стали предприятиями птицеводства и лифтостроения).

Общий объем производства в оборонно-промышленном комплексе РФ увеличился за 4 месяца 2003 г. на 11,2%, в том числе производство гражданской продукции — на 10,7%. При этом прирост производства гражданской продукции в отдельных отраслях ОПК составил: в промышленности обычных вооружений — 17,7%, в электронной промышленности — 17,4%, в ракетно-космической промышленности — 16,1%, в судостроительной промышленности — 11,4%, в радиопромышленности — 8,7%, в авиационной промышленности — 7,2%, в промышленности средств связи — 7%. С учетом достигнутой динамики в целом за 2003 год производство гражданской продукции, по оценке, возрастет к уровню 2002 года на 14,1%, ее доля в общем объеме производства ОПК составит 42,2%. Казалось бы, есть, перспективы, есть действующее производство, есть люди, готовые работать. Нет одного — желания региональных властей обременять себя ещё одной проблемой, когда надо будет разграничивать полномочия с федеральным центром. Проще сделать предприятие чисто региональным, чтобы там полноправно "хозяйничать". Сепаратизм — это еще одно новомодное сибирское явление. Ельцинский пережиток — возьмите сувернитета столько сколько сможете съесть. Взяли и объелись. Тем не менее, несмотря на перегибы и эксперименты последнего десятилетия, оборонка все еще держится.

Новосибирск. Количество оборонных предприятий достаточно велико. И вроде администрация области и города, понимает их проблемы, заботится о них, списывая возникшие задолженности. И также легко сбрасывает их же на обочину. Многие предприятия новосибирского оборонного комплекса, среди которых Новосибирский приборостроительный завод, Бердский завод биопрепаратов, Куйбышевский химический завод и др., не смогли выйти на реструктуризацию. Как поступить с ними? Проще всего, конечно же, забыть об их существовании, например, попросту обанкротить завод и распорядиться им по-своему, далеко не всегда лучшему усмотрению. Или же не трогать, пущай стоит как памятник архитектуры. Можно согласиться с таким решением, если других выходов нет. Можно сколько угодно говорить о том, что нельзя отдавать предприятия в частные руки, но если можно решить вопрос иначе.

Омск. Город, где большинство предприятий, так или иначе относятся к ОПК. Прошедшая недавно в городе международная выставка вооружений ВТТВ-2003 показала, что продукция "оборонных" предприятий может быть востребована. Среди омских предприятий это и объединение "Полёт", и НИИ приборостроения, и завод приборостроения им. Козицкого, и многих других. Замечательно! Так держать! Поддержим отечественную промышленность! Вот только поддержка это крайне избирательна и своеобразна. К примеру, губернатор во всю мощь своей пресс-службу на всех углах заявляет о том, как он эффективно решил все проблемы с Президентами России и Украины по выпуску самолета Ан-70. Однако "Российские вести" приводят слова генерального директор "распиаренного" губернатором завода "Полет" о том что кроме затрат, которые завод понес на производство Ан-70 никаких реальных перспектив на продажу самолета сегодня не существует, есть только разговоры. Хотя, справедливости ради, заметим, что и реальные взлеты этого самолета имели место быть. Леонид Полежаев уже запускал на этом самолете вице-спикера Госдумы, знаменитого полярника Артура Чилингарова. На борту было написано: "Спасибо Леониду Полежаеву". Все каналы показали, как Ан-70 "Леонид Полежаев" взлетел и взял курс на Южный полюс. Вот только мало кто рассказал, что "Леонид Полежаев" до сих пор лежит во льдах Антарктики, как американцы спасали российского политика Чилингарова, даже предлагали останки самолета из льдов вывезти. Но страна увидела главное — самолет взлетает...

Ну не придумал в своё время губернатор области для поддержки телевизионного завода ничего лучшего, как... сборка автобусов. Или же ещё вот пример. Существует в Омске радиозавод им. Попова (ОАО "РЕЛЕРО"). Помимо приемников и микросхем раньше он выполнял государственный оборонный заказ. Но заказ пропал, оборонная продукция оказалась невостребованной и покатился завод под откос. Однако год назад завод с приходом новой команды руководителей завод начал путь к возрождению и начали они именно с госзаказа. Так что именно госзаказ принес на завод деньги, и на сегодня главная проблема менеджмента завода это то, что они не спросили областных властей, а сами поехали в Центр, сами нашли заказы, сами их выполняют. Рабочие зарплату стали вовремя получать — чем не "плюс" областным властям? Видимо, не "плюс", ибо совершенно непонятно, что движет губернатором Омской области Леонидом Полежаевым, который год уже пытающимся всевозможными способами загнать предприятие обратно в долговую яму? (очень понятно — простить не может, что частное акционерное общество с менеджментом, у которого государственное мышление, на первую выпущенную по госзаказу, после долгого бездействия завода, передающую станцию наклейку не сделали: "Слава Леониду Константиновичу!". Не сделали по двум причинам: не знали, что он очень любит такие "бантики"; и потому, что технические характеристики станции при такой обертке сильно страдают. Да что там радиозавод имени Попова! То, с каким блеском властям удалось загубить "Омсктрансмаш", гиганта сельхозмашиностроения Сибири, не может не оставить равнодушным никого.

Конечно же, такая ситуация, возможно, характерна не только для Омской или Новосибирской области, но и для многих других, где есть заводы, выпускающие или выпускавшие продукцию оборонного значения. Но в Сибири, где предприятия ОПК зачастую являются градообразующими, и, во многом, именно от них зависит благополучие экономики региона, эта проблема приобретает наиболее острый характер. И хочется надеяться, что итоги предстоящего совещания в Совете безопасности, которое готовилось столь тщательно и с выездом "на места" помогут в решении существующих проблем.

Игорь Придорогин

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить