Метрополия теряет метрополитен?

Подтверждаются худшие опасения — московское метро начинает "сыпаться". Как и любая сложная система, попавшая в руки элиты, метро деградирует и эксплуатируется на износ, обогащая узкий круг начальников.

Только в июне подземка пережила две крупных аварии. Одна из них произошла на перегоне между станциями "Новокузнецкая" и "Театральная" - когда весь город лихорадило несколько часов. Виной всему стала отвалившаяся у вагона колесная пара. Следующая авария случилась на Сокольнической линии Московского метрополитена — короткое замыкание на электрическом щите станции "Красные ворота". Дым заволок всю станцию — пришлось эвакуировать перепуганных людей и на полчаса прерывать движение составов в центр города.

Все это вполне закономерно. Метро сильно изношено.

Более 87 процентов его основных фондов находятся в ветхом состоянии, близком к аварийному. Все 90-е годы столичная власть гуляла всласть. Получив под свой контроль подземку, она ее запустила. Почти 6 миллиардов долларов Лужков умертвил во всяких "пирамидах египетских": в уродливом Петре от Зураба Церетели, в Храме Христа-Спасителя и в подземном торжище на Манежной. На эти деньги можно было бы превратить метрополитен в конфетку. Но ничегошеньки в нашем метро не изменилось. Разве что все в нем рекламой залепили и тарифы на проезд повышают без устали.

И Лужков, и начальник столичного метро Дмитрий Гаев рассказывают нам сказки о том, что финансовое положение подземки аховое, что работает она себе в убыток аж с 1996 года, и половину пассажиров (стариков и льготников) приходится возить бесплатно. Как же! Как установила комиссия по городской инфраструктуре Московской городской думы, огромные финансовые потоки от рекламы в метрополитене идут не в его кассу, а в карман закрытого АО "Метрос Медиа". От всей рекламы собственно метро достаются от полутора до пяти процентов, а остальные миллиарды "пилят" начальники. И потом они же со слезами на глазах рассказывают нам о жуткой нехватке денег на обновление вагонов, эскалаторов и прочего подземно-путевого хозяйства.

Эх, сейчас бы дать метро хотя бы половину того, что спустили в Москве на бронзовые и церковные затеи мэра! Сейчас в ремонте отчаянно нуждаются сорок километров подземных путей (из 261 км), 19 станций, два депо и десятки изношенных эскалаторов. На все про все нужно 24,5 миллиарда рублей — какая-то треть от Храма Христа Спасителя! — и тогда за несколько лет можно привести метрополитен в порядок. Ан нет! Денежки тратятся в основном на косметический ремонт станций, на фальшивую позолоту и новый мрамор — будто бы они спасут от технических катастроф. Будто бы и не протачивают еще советский железобетон туннелей многочисленные подземные ручьи.

Изношен и подвижной состав. 80 процентов вагонов строили еще в 1970-1980-е годы. Сегодня под землей бегает 4200 вагонов. В год лужковское метро покупает 30-40 новых вагонов. А это значит, что на обновление парка метрополитена уйдет ровно век — при том, что вагоны служат лишь тридцать лет. То есть, превращение подвижного состава в опасную рухлядь становится реалиями московского метро!

Опасная ситуация усугубляется изменениями в толще земли московской из-за неумеренной застройки. В центре столицы под тяжестью "элитных домов" земля проседает — и поднимаются грунтовые воды. Они вымывают подземные пустоты. Одна из таких пустот находится аккурат над "зеленой" веткой в районе перегона от Театральной до Тверской, под Большой Дмитровкой. Здесь некогда текла речка Неглинка, от которой осталось лишь русло. В районе Столешникова переулка его в 1998-м году заполнили бетонной смесью. Но теперь эти сотни тонн бетона опускаются как раз на тоннели Замоскворецкой линии.

Даже ярый демократ, депутат Мосгордумы Иван Москвин-Тарханов, опасается за судьбу метрополитена имени В.И. Ленина, подземного наследия Сталина. По его словам, подъем грунтовых вод, сочетаясь с протечками в гнилых трубах центра Москвы, грозит разрушением многих центральных тоннелей. Ведь влажная почва, пески и известняки, в которых проложены эти магистрали, увеличиваются в объеме. Подъем грунтовых вод порождает и новые подземные ручьи, которые прорываются на станции метро. Журчащие потоки, текущие вдоль рельсов, вы можете видеть на Охотном ряду и Красносельской, например. Впору, считает Москвин-Тарханов, проводить повторное осушение подземных горизонтов, в которых пролегают пути метрополитена.

Год назад на выставке "Подземный рай пролетариата" одно из произведений "стеб-арта", представляло роденовского мыслителя вместо революционного матроса на станции "Площадь революции". Мол, на фига нам эти потемкинские метродеревни?

Выход из строя даже не линии, а всего лишь одной станции парализует весь метрополитен. Для десятимиллионного мегаполиса это означает коллапс. Полную катастрофу. Москва, судя по всему, движется к такому финалу уверенным маршем.

Виталий ПОСПЕЛОВ, "Независимое обозрение"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру