Кто ответит за Холодова?

22 июля в Москве вновь начинаются слушания по делу об убийстве журналиста газеты "Московский комсомолец" Дмитрия Холодова. В постановлении московского окружного военного суда говорится, что уголовное дело в отношении шести офицеров ВДВ, обвиняемых в убийстве журналиста, будет рассматривать судебный состав из судьи и двух народных заседателей.

Как известно, 27 мая с.г. Военная коллегия Верховного суда России по протесту Генпрокуратуры РФ отменила оправдательный приговор бывшему начальнику разведки ВДВ Павлу Поповских, командиру спецотряда ВДВ Владимиру Морозову, его заместителям Александру Сороке и Константину Мирзаянцу, заместителю гендиректора частного охранного предприятия "Росс" Александру Капунцову и предпринимателю Константину Барковскому. Они были оправданы Московским гарнизонным военным судом по обвинению в организации и совершении убийства Холодова 26 июня 2002 г.

Дмитрий Холодов погиб 17 октября 1994 г. в здании своей редакции в результате взрыва начиненного взрывчаткой кейса. По данным Генпрокуратуры, на момент гибели журналист готовил к публикации материалы, касающиеся злоупотреблений и коррупции в армии. Изменилось ли что-нибудь с тех пор? На смену Холодову пришли другие журналисты, которые утверждают, что коррупция в армии продолжает процветать.

На прошлой неделе "Комсомольская правда" опубликовала статью военного обозревателя, бывшего пресс-секретаря Министерства обороны России, Виктора Баранца — третью из серии материалов под общим заголовком "Неподсудные генералы". В каждой публикации, их всего пять, автор раскрывает более 100 фамилий офицеров высшего состава российских вооруженных сил, в разное время привлеченных к уголовной ответственности и не понесших наказание за совершенные преступления.

По данным Радио Свобода, большая часть информации, с которой знакомит Виктор Баранец, ранее не предавалась огласке. Следственные материалы по уголовным делам представителей элиты Вооруженных сил России, а в списке военного обозревателя Виктора Баранца только офицеры высшего командного состава, "Комсомольская Правда" публикует в разделе "Расследование". Информация о делах против военачальников помещена в таблицу, которая, как отмечает автор, составлена на основе сведений, "полученных в правоохранительных органах российских вооруженных сил и других силовых структурах, где предусмотрена военная служба". Таблица состоит из четырех колонок: "воинское звание, фамилия, должность военного", "суть преступления, попадающего под статьи УК России", "год совершения преступления" и последняя — "исход уголовного дела".

Основания для привлечения к суду российских офицеров самые разные: от многочисленных махинаций генералов с казенными дачами и квартирами, фигурирующих чуть ли не в каждом третьем деле, и подделки документов — до тяжких преступлений: таких как умышленное нанесение физических увечий, незаконная торговля оружием, хищение собственности, контрабанда, халатность, повлекшая гибель людей. Ну и, конечно, взяточничество.

Исход почти всех дел, о которых рассказывает Виктор Баранец на страницах "КП", один и тот же — подавляющему большинству офицеров удается уйти от ответственности. Остальные амнистируются или приговариваются к условным срокам. Еще один повод для прекращения дела — так называемое "изменение обстановки" - это когда человек или совершенное им деяние перестают быть общественно опасным.

Вот отдельные факты: 1993-й год: генерал-майор Ковалев, хищение государственного имущества в особо крупных размерах на сумму в 9 миллионов неденоминированных рублей. Дело прекращено вследствие изменения обстановки.

1995-й год: генерал-майор Астахов. Командир соединения: Умышленное тяжкое телесное повреждение, прекращено по амнистии.

1996-й год: Генерал-полковник Реут, командующий группой войск: организовал передачу вооружения, техники, боеприпасов Армении и Грузии без разрешения правительства. Прекращено за отсутствием состава преступления.

1996-й год: Генерал-майор Гребенников, начальник летного центра. Нарушение правил полетов и подготовки к ним. Управляя самолетом "Ил-76", нарушил схему захода на посадку в аэропорту во Вьетнаме, в результате чего 3 ведомых самолета "Су-27" столкнулись с землей. 4 летчика погибли. Ущерб — 79 миллиардов рублей. Осужден к 6 годам колонии с поселением, освобожден по амнистии.

1998-й год: генерал-лейтенант Беппаев, военный комиссар Дагестана: превышение полномочий. Будучи заместителем командующего Закавказского военного округа, организовал передачу вооружений военизированным формированиям Закавказья. Результаты дела не известны. 1998-й год. Генерал-майор Смирнов. Начальник управления Приволжского военного округа. Получение взятки. Хищение денежных средств, предназначенных для выплаты денежного довольствия военнослужащим. За незаконное перечисление денег получил взятки машинами и квартирой. Подлежало направлению в суд, данных об исходе дела нет.

Это всего лишь малая часть из обширного списка российских генералов и высокопоставленных офицеров, замешанных в уголовных преступлениях. Целью своих публикаций Баранец называет пересмотр законодательства, которое позволяет проворовавшимся генералам не сидеть в тюрьме. Он также хочет показать, что криминализация высшего генералитета российской армии и других силовых структур, как никогда, в истории России, приняла массовый характер.

В то же время на широкий общественный резонанс в связи с данными публикациями Баранец не рассчитывает. По его словам, если он напишет в "Комсомольской Правде", что на Красной площади один из генералов Ракетных войск стратегического назначения продает ядерную боеголовку, то ему от силы позвонит, может, какой-нибудь милиционер, так как Россию сейчас ничем не удивишь. Однако он все же решился выполнить свой офицерский долг и показать народу еще раз, до какой опасной степени дошло разложение высшего командного состава нашей армии.

Часто ли прокуратура отказывается предоставить данные по генеральским делам, которые должно было бы предоставить? По словам Баранца, он на протяжении последних 5-6 лет неоднократно обращался в главную военную прокуратуру, писал письма, в том числе и с просьбой предоставить ему эти данные. Однако везде получал отказ, даже когда уголовные дела были закрыты...

МиК

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *