Антон пономарев: алюминиевый спрут приобнял Иркутскую область

Как известно, ровно через месяц состоится общее годовое собрание акционеров «Иркутскэнерго». Но контроль над второй по величине энергокомпанией в России по сути дела перешел в руки алюминиевых магнатов. Как это скажется на жизни региона и предприятий, размещенных на территории Иркутской области, попытался проанализировать корреспондент ПРАВДЫ.Ру.

Из досье ПРАВДЫ.Ру:

В повестку дня внеочередного собрания акционеров «Иркутскэнерго» были вынесены следующие вопросы:

О годовом отчете, бухгалтерском балансе за 2000 год, счете прибылей и убытков, распределении прибылей и убытков за 2000 год Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго»). Утверждение Устава Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») в новой редакции.

Избрание членов Совета директоров Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго»).

Избрание членов Ревизионной комиссии Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго»).

Утверждение аудитора Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго»).

Избрание Генерального директора Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго»).

Об утверждении условий договора, заключаемого между ОАО «Иркутскэнерго» и Генеральным директором ОАО «Иркутскэнерго».

О выплате дивидендов, размере, порядке и сроках их выплаты.

О прекращении полномочий генерального директора Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») Виктора Боровского.

Сейчас уже ни для кого не секрет, что серия скандалов вокруг «Иркутскэнерго» накануне выборов губернатора Иркутской области была инициирована алюминиевыми магнатами, кровно заинтересованными в льготных тарифах на электроэнергию. Экспансия алюминщиков уже фактически свершилась: сотрудники «Иркутскэнерго» заявили корреспонденту ПРАВДЫ.Ру, что сейчас находятся в подвешенном состоянии и работают на «голом энтузиазме». РАО ЕЭС «России», к сожалению, не имеет контроля над «Иркутскэнерго», в совете директоров, избранном на собрании акционеров АО, которое неоднократно запрещалось и разрешалось судами различных инстанций, представители алюминиевой промышленности в явном большинстве. Поддержку алюминщикам оказывает действующий губернатор Борис Говорин, рассчитывая на аналогичную поддержку на выборах.

Осталось закрепить успех – выбрать генерального директора «Иркутскэнерго», подконтрольного алюминиевым магнатам на предстоящем собрании и на нем же провести поправку к уставу предприятия, согласно которой в следующий раз избирать главу компании будет только совет директоров. И путь к льготным тарифам для алюминиевых заводов, основная статья расходов которых – именно электроэнергия, открыт.

Собрание акционеров «Иркутскэнерго» неизбежно вызовет новую серию скандалов. Тем более что область живет в условиях предвыборной лихорадки.

Поводов для выяснения отношений множество – вряд ли федеральная власть оставила попытки в соответствии с распоряжением Путина «соблюсти интересы государства». Кроме того, не стоит забывать, что собрание акционеров назначено заседанием совета директоров, пять членов которого, согласно распоряжению суда, не имели права осуществлять полномочия членов совета директоров и принимать участие в заседаниях и решениях совета директоров.

Из досье ПРАВДЫ.Ру:

Исполнительные листы Головинского межмуниципального суда г. Москвы от 04 мая 2001 г., которыми «наложен запрет на вступление в должность, осуществление полномочий членов совета директоров и принятие участия в заседаниях и решениях совета директоров» выданы на:

Сергея Косарева – заместителя министра имущественных отношений РФ, избранного председателем совета директоров общества;

Максима Безрядина - первый зам. руководителя комитета по управлению имуществом администрации Иркутской области,

Сергей Брилка – зам. главы администрации Иркутской области,

Андрей Горбатиков - РУСАЛ

Владимир Эренбург – РУСАЛ,

Игорь Гринберг – СУАЛ,

Михаил Слободин - ЗАО "Ренова",

Владимир Тараскин –Минимущество,

Алексей Тужилин -"Сибнефть"

Областная администрация объясняет свое участие в скандалах вокруг «Иркутскэнерго» (а напомним, началось все именно с пакета акций, незаконно переписанных в собственность обладминистрации), исключительно интересами области. Но так ли это?

Алюминиевая промышленность в Иркутской области потребляет львиную долю электроэнергии, более 90 процентов. Это вполне естественно: в советское время алюминиевые заводы строили в регионах с мощной энергосистемой, соотнося мощности вырабатываемой электроэнергии и мощности потребителей.

Сейчас «Иркутскэнерго», как и все энергокомпании в России, живет небогато. Если основной потребитель искусственно понизит тарифы для получения сверхприбылей на алюминий, компенсировать расходы придется кому-то другому. Иначе «Иркутскэнерго» свалится в отрицательный баланс и будет признана банкротом.

Кто будет расплачиваться за льготные тарифы алюминщиков на электроэнергию? Нет, населения напрямую это не коснется. Абсурдно подниматьтарифы для простых людей, доля потребления которых составляет несколько процентов. Миллионы за киловатт-час жители области платить не смогут, а значит, компенсировать затраты за их счет напрямую никто не станет.

Другое дело – предприятия Иркутской области, использующие тепловую энергию. Снижение отпускной цены на электроэнергию автоматически вызовет скачок цен на тепловую энергию, что поставит в крайне трудное положение целый ряд промышленных производств. Навскидку можно назвать несколько жертв алюминиевого благополучия - химическая промышленность: «Усольехимпром», «Саянскхимпром», Ангарская нефтехимическая компания; серьезный удар будет нанесен о лесопромышленности. В тепловой энергии заинтересованы Байкальский ЦБК, Братский ЛПК, Усть-Илимский ЛПК. Это лишь малая часть жертв алюминиевой экспансии.

Ряд названных предприятий являются градообразующими. Что произойдет, если они встанут или же резко сократят производство – рассказывать, думается, не нужно.

И здесь скрыта главная опасность для населения, подготовленная нынешним губернатором в союзе с алюминщиками. Работников алюминиевой промышленности можно только поздравить – в случае, если льготные тарифы будут утверждены, их зарплаты существенно возрастут за счет получаемых сверхприбылей. И уже в ближайшее время им будут завидовать жители Иркутской области, к алюминию отношения не имеющие. Жители, потерявшие работу в результате сокращения рабочих мест на градообразующих предприятиях.

Ведь даже в случае, если предприятия, заинтересованные в тепловой энергии, не будут в результате преобразований закрыты, сокращение доходов из-за высоких тарифов неизбежно скажется на зарплатах, социальных программах. Кстати, вовсе не факт, что предприятиям удастся избежать банкротства – известно, что ряд химпкомбинатов Иркутской области только-только встали на ноги, к примеру, Усольехимфарм. Повышение тарифов способно в прямом смысле слова погубить производство.

По самым приблизительным подсчетам аналитиков, в случае повышения цен на тепловую энергию из-за сокращения производства на улице могут оказаться более 100 тысяч человек

Дополнительная нагрузка ляжет на жилищно-коммунальный комплекс, по некоторым оценкам, коммунальные платежи могут возрасти в два раза. Впрочем, вполне возможно, что повышения тарифов не будет - что можно взять с нищих городов за отопление, тем более что они не являются основными потребителями.

Таким образом, борьба в Иркутской области идет между заинтересованными в дальнейшем экономическом развитии области и в дешевой электроэнергии. Не оставляет сомнений, что и на выборах губернатора идет продвижение кандидатур соответствующих группировок. Обидно только, что в этих титанических политико-экономических играх магнатов разменной монетой оказалась не только вторая по величине в России энергокомпания, но и население целой области, которое об этих играх, по большей части, даже не догадывается.

Борис Говорин с помощью алюминщиков может оказаться в губернаторском кресле второй раз. Но что станет с областью уже через год его второго срока? Не превратится ли Иркутская область из зоны политических скандалов в зону сильнейшей социальной напряженности, когда произойдет резкое разделение жителей на богатых – имеющих отношение к власти и алюминию, и бедных – оставшихся на градообразующих предприятиях, не способных выпутаться из тарифной сети алюминщиков?

Обсудить