13 встреча. Китай колонизирует Россию

13 регулярная встреча глав правительств Китая и России занесла в список совместных проектов двух стран 12 соглашений. Даже беглый взгляд на них позволяет без труда определить позиции стран по отношению друг к другу.

Россия и Китай подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере. Меморандум предусматривает поставки нефти в объеме 15 млн. тонн в год с 2011 по 2030 год. Это так называемый предэкспортный кредит, под будущие поставки. Китай выдает $15 млрд. "Роснефти" и $10 млрд. - "Транснефти".

Большая часть этих средств уйдет на погашение уже имеющихся долгов компаний. ""Роснефть" и "Транснефть" имеют самую высокую долговую нагрузку среди российских нефтегазовых "голубых фишек": их совокупный долг равен $21,2 млрд и $7,7 млрд соответственно, при этом около 50% задолженности является краткосрочной",— уточняет аналитик "Ренессанс Капитал" Евгения Дышлюк в комментарии Коммерсанту. Процент по кредиту остается загадкой, равно как и цена нефти для Китая по этому контракту. Известно лишь, что она будет привязана к будущей цене в конечной точке трубопровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) — порту Козьмино. Но вряд-ли в условиях резко падающих цен на энергоресурсы условия соглашения будут выгодными для России.

Так как российские сырьевики, раздав долги, очевидно не смогут инвестировать в основные фонды, Пекин опять даст кредит. Чтобы было чем качать ресурсы для Китая. Газпромбанк получит кредитную линию объемом $300 млн. от Экспортно-импортного банка КНР. Кредит предназначен для финансирования поставок китайского оборудования в Россию и его сервисного обслуживания. Речь идет о закупке китайских буровых установок. Так реализуется стандартная колониальная схема - средства производства в обмен на сырье.

В Китае происходит ощутимое сокращение производства и падение экспорта (см. ст. "Съежившийся дракон" прим. ред.). В случае замедления китайской экономики подписанные нефтяные договоры, оплаченные бумагой, могут оказаться совершенно невыгодными. Но ничего, Кремль, как может, поддерживает китайского производителя, и загружает его мощности. Во вторник Банк ВТБ и Эксимбанк Китая подписали кредитное соглашение на сумму более $18,5 млн. И вновь выдается китайский кредит на приобретение китайской продукции.

Средства будут направлены на закупку китайского телекоммуникационного оборудования в рамках контракта между компанией "Хуавэй" и ЗАО "Байкалвестком". Финансирование данного проекта осуществляется в соответствии с подписанным 26 марта 2007 г. Базовым кредитным соглашением на сумму $500 млн. между Банком ВТБ и Эксимбанком Китая, сообщает РосФинКом.

А что Китай предоставляет России в обмен на очень выгодные для Пекина соглашения? А ничего. Покуда российские экономические агенты подписывают наполненные реальным товарным содержанием соглашения и лезут в реальную кабалу, китайцы отвечают лишь протоколами о намерениях и меморандумами о взаимопонимании. Посмотрим? ОАО "Вертолеты России" и Вертолетная компания "Авиакоптер" подписали меморандум о взаимопонимании относительно совместной разработки гражданского тяжелого вертолета. "Вертолеты России" подписали также протокол о намерениях с китайской компанией по экспорту и импорту авиационных технологий о поставке в Китай гражданских вертолетов, перечисляет Страна. ru . Ах, ну да, россияне торжествено отправили в Китай Ту-204. Отправят еще пять, опцион - 10. Китай, кстати, строит свой "большой" самолет. Российские предприятия не приглашают.

За громкими словами о стратегическом сотрудничестве в области нанотехнологий пока имеется лишь один конкретный объект. Первым объектом с китайской стороны, на базе которого будут осуществляться совместные научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, производство и коммерциализация продуктов нанотехнологий, определен Государственный парк по нанотехнологиям, расположенный в городе Сучжоу, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

Есть, впрочем, соглашение между Росатомом и Китайской ядерной корпорацией о сооружении в КНР двух блоков проекта расширения Тяньваньской АЭС и демонстрационного реактора на быстрых нейтронах коммерческого назначения. Но это, опять-таки, проект.

Кстати, имеется и еще один совместный строительный проект - железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе поселения Нижнеленинское Еврейской автономной области. И раз уж заговорили о переходах, вспомним еще один недавний российско-китайский трансферт: две недели назад Россия отдала Китаю остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский на реке Амур.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить