«Сибнефть» запросила мира у новосибирского губернатора

Гендиректор аэропорта «Толмачево» блокирует компании ТЗК

 

Самый страшный зверь на просторах Российской Федерации – чиновник. Особенно местный. Удаленный от надзорного ока верховной власти, прикрытый броней защиты государственных интересов, он практически всесилен. По крайней мере, в части толкования этих самых государственных интересов. Здесь он в силах потягаться и с мощнейшим олигархом, перед которым беззвучно распахиваются двери высочайших кабинетов в Москве. В понедельник Компания "Сибнефть" обратилась к губернатору Новосибирской области Виктору Толоконскому и председателю совета директоров ОАО " Аэропорт "Толмачево" Александру Бородину с просьбой на ближайшем заседании Совета директоров "Толмачево" вмешаться в конфликт между компанией «Аэропорт-Сервис» и генеральным директором аэропорта Вячеславом Шаталиным . Ближайшее заседание совета директоров ОАО "Аэропорт "Толмачево" состоится 2 августа в Москве.

 

 АО «Аэропорт «Толмачево» акционирован по первому варианту льгот. Уставный капитал - 124,44 млн. рублей. Номинал акций - 20 рублей. 75% - обыкновенные именные акции, 25%привилегированные. Основные акционеры: государство - 51%, трудовой коллектив - 26%, МАПО-банк - 12%, ТЭК "Эртан" - 8%.

 

 Совместное предприятие ЗАО «Аэропорт-Сервис» «Сибнефть» и аэропорт «Толмачево» создали в декабре 1999 года. Объявленный уставный капитал ЗАО составил 78,001 млн. рублей. Аэропорт "Толмачево" внес в уставный капитал топливо-заправочное хранилище (ТЗК), "Сибнефть» - топливо. «Сибнефть» контролирует 50 % плюс 1 голосующую акцию ЗАО. ЗАО же, в свою очередь, обладает всеми правами на недвижимое имущество комплекса ГСМ. Первые доходы совместного предприятия планировалось направить на погашение кредиторской задолженности аэропорта, а в дальнейшем распределять прибыль соответственно вкладу в уставный капитал. Несмотря на то, что ЗАО "Аэропорт-Сервис" владеет лишь топливозаправочным комплексом (ТЗК) аэропорта, его эксплуатация приносит в четыре раза больше прибыли, чем остальные услуги по обслуживанию самолетов.

 

 Такая ситуация крайне характерна для ведения бизнеса в России. Когда инвестор, пользуясь благорасположением властей, и не думает действительно приватизировать те или иные предприятия. Он просто «налагает руку» на наиболее коммерчески выгодное и важное подразделение предприятия и, таким образом, получает возможность контролировать его денежные потоки и деятельность в целом. Не обременяя себя никакими серьезными затратами. Однако и чиновники сегодня не такие уж простофили. Уж если что-то приносит доход, всеми правдами и неправдами они добьются, чтобы этим доходом распоряжался свой проверенный человек.

 

 В 2001 году администрацию Новосибирской области возглавил Виктор Толоконский. После его прихода «лицо власти» претерпело серьезные изменения. И в Совете директоров аэропорта, 51% акций которого находится в собственности государства, также появились новые люди. Генеральным директором «Толмачева» стал Вячеслав Шаталин. Легко догадаться, что по определенным причинам «Сибнефть» новой команде оказалась уже не так близка, как команде бывшего губернатора.

 Новая власть решила привлечь в аэропорт серьезных инвесторов и т. д. Однако тот факт, что посредством «Аэропорт-Сервиса» «Толмачево» по сути дела уже приватизировано «Сибнефтью», никаким возможным инвесторам понравиться не мог, и инвестиционная привлекательность оного, соответственно оказалась близка нулю.

 

 Как известно, когда российскому чиновнику какая-то экономическая идея кажется привлекательной, он не склонен обременять себя точным исполнением законов. Как говорится, бывшему губернатору нравился арбуз, а нынешнему, похоже, свиной хрящик. Новый состав совета директоров аэропорта тут же нашел в действиях своих предшественников по созданию СП нарушения. Оказывается, создание СП и введение в него активов со стороны государства не согласовали с Министерством госимущества РФ . Создание ЗАО новое начальство аэропорта признало недействительным, стало всеми силами возвращать ТЗК на баланс аэропорта и фактически заблокировала деятельность «Аэропорт-Сервиса». Более того, местные власти отправили по этому поводу запрос в Генеральную прокуратуру РФ , а Генпрокуратура переправила иск об отмене регистрации ЗАО "Аэропорт-Сервис" в Новосибирский арбитражный суд .

 

 Новосибирский арбитраж признал создание ЗАО «Аэропорт-Сервис» вполне законным, и впоследствии отклонил апелляцию руководства аэропорта «Толмачево». Однако местную власть и гендиректора аэропорта такой исход дела ничуть не обескуражил. Они продолжают стоять на своем. Как свидетельствует пресс-служба «Сибнефти», Вячеслав Шаталин, в нарушение ряда судебных и административных решений, отказывается признать какие-либо имущественные права "Сибнефти" и препятствует нормальной работе топливного комплекса аэропорта.

 

 Состояние дел вокруг «Аэропорт-Сервиса», сегодня явно не может удовлетворить не одну из сторон. Хотя, «Сибнефть», похоже, понесла больший урон, чем местные чиновники. Конечно же, российские олигархи привыкли и умеют уламывать чиновников разного ранга. Однако им это удается только в том случае, если чиновник сам этого хочет.

 

 Достаточно вспомнить хотя бы войну покойного Александра Лебедя и ныне свободного Анатолия Быкова . Быков практически на руках внес генерала в губернаторское кресло. Но, как известно, дружба – дружбой, а табачок врозь. Как только интересы Лебедя и Быкова разошлись, Быкова вытеснили отовсюду, а под конец даже посадили в тюрьму. Причем, помог губернатору другой олигарх – Олег Дерипаска , которому приглянулся алюминиевый бизнес Быкова.

 

 Поэтому, как ни парадоксально выглядит ситуация, что гендиректор новосибирского аэропорта смог так допечь не самую последнюю нефтяную компанию России, ничего лучше, чем мировая с губернатором в данной ситуации руководству «Сибнефти», похоже, не светит.

 

 В конце концов, ТЗК одного аэродрома для компании такого уровня - мелочь. Хотя и неприятная. Да и Новосибирский арбитраж – все-таки не Царствие небесное. Более того, довольно скоро область снова будет выбирать губернатора. И уж тогда, или вопрос решиться без всяких судов, или не исключено, что следующего губернатора будут звать как-то иначе.

 

  Дмитрий СЛОБОДЯНЮК,

 «ПРАВДА.Ру»

Ссылки по теме:

  Независимая газета:

  "Пролетая над Новосибирском..."