Чиновники едят Россию

Объем зарплат россиян за 2009 год составил 40% ВВП, в ЕС — 39,3%. При этом доходы наших чиновников увеличиваются непропорционально быстро даже на фоне неоправданно высокого общего роста, отмечают аналитики. По их мнению, паразитирующий бюрократический аппарат и политика сохранения стабильности за счет поддержки неэффективности убивают экономику.

Ранее данный показатель рассчитывался Росстатом, однако в 2007 году официальная статистическая служба почему-то отказалась отслеживать и публиковать данный индикатор. Теперь необходимыми расчетами занимается аудиторско-консалтинговая компания ФБК.

"Зарплатоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), то есть отношение суммарной зарплаты всего занятого в экономике населения к объему национального ВВП, достигла в России 40% и превысила аналогичный показатель ЕС — 39,3%", — заявили вчера аналитики компании.

Аналитики ФБК в последние годы обращали внимание, что зарплатоемкость ВВП в России растет неоправданно быстрыми темпами: если в 2000 году показатель равнялся 23,6%, то уже в 2008 году он достиг 35,2%. "В условиях кризиса тенденция резко усилилась. Прирост зарплатоемкости ВВП составил 4,8 п. п., что является абсолютным рекордом среди европейских стран", — рассказал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, сегодня показатель зарплатоемкости ВВП у России выше, чем у Бельгии (39%), Норвегии (37,5%), Италии (31,3%) и других высокоразвитых стран.

Впрочем, ряд западных стран превышает Россию по данному показателю. И зарплатоемкость ВВП у них превышает 50%. Самые высокие показатели зарплатоемкости ВВП в Европе фиксируются в наиболее благополучных Дании и Швейцарии — 53,6% и 53,3% соответственно в 2009 году. Специфика этих стран — высокая доля услуг в ВВП, а если быть более точным — финансового сектора. Таким образом, если Россия фактически проедает собственные ресурсы, страны-лидеры по зарплатоемкости (также лидирующие по уровню жизни) используют виртуальный финансовый рычаг.

Однако ключевым фактором в оценке данной величины является соотношение роста производительности труда к росту заработной платы. "В предкризисные годы, когда рост реальных зарплат примерно в два раза опережал рост производительности труда, мы не лучшим образом использовали ресурсы для развития. Нынешние рекорды показали, что "самоедство" достигло критического уровня. Россия не может себе позволить и дальше столь стремительно проедать ресурсы, необходимые для устойчивого и динамичного выхода из экономического кризиса", — отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Фото: AP

Читайте также: "Российскому ВВП придали ускорение"

Высокая зарплатоемкость ВВП сама по себе не является отрицательным явлением. Очевидно, что увеличение этого показателя за счет средних слоев населения, в том числе и бюджетной сферы, способно подстегнуть рост потребительских расходов и способствовать увеличению доходов производителей, что положительно отразится на росте ВВП. Однако специфика российских семейных трат состоит в превалировании импортных потребительских товаров. А тот внушительный рост депозитов физических лиц, который фиксировался российскими банками, обессмыслен отсутствием кредитования экономики со стороны финансовых структур.

По мнению аналитиков ФБК, рекордные показатели России являются следствием трех факторов. Во-первых, главным "коньком" российской антикризисной политики стало увеличение социальной поддержки населения. При этом были задействованы как бюджетные возможности (только из Резервного фонда было израсходовано почти 3 триллиона рублей), так и административные — давление государства на частный бизнес.

Во-вторых, большое значение имел рост мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в 2009 году, которые отправляются страной на экспорт.

В-третьих, падение ВВП в России в 2009 году (на 7,9%) было рекордным среди стран G20. Это арифметически увеличило долю заработной платы по отношению к национальному продукту.

"Неудивительно, что среднемесячная номинальная зарплата, например, в марте 2010 года составила 20,158 тысячи рублей, что на 10,1% больше по сравнению с соответствующим показателем марта 2009 года. Правда, при этом не надо забывать о существенном разрыве в оплате труда рядовых работников и руководителей", — говорит Николаев.

Например, денежные зарплатные доходы министров российского правительства в 12-14 раз превышают средний показатель для занятого в экономике населения, в то время как в развитых западных странах зарплаты министров больше, чем в среднем по стране, всего в 4-5 раз.

Стоит напомнить и об усилиях государства по сохранению видимой стабильности путем сдерживания безработицы, что переводит ее в разряд скрытой и также негативно влияет на показатели производительности труда. В стране крайне раздут прожорливый бюрократический аппарат. Резкого сокращения требует и целая армия государственных и частных охранников, которая по своей численности уже превосходит настоящую армию, отвлекая наиболее высокопроизводительные силы (здоровых мужчин работоспособного возраста) от создания реального ВВП.

Фото: AP

Таким образом, российской экономики необходимо притормозить рост зарплат или повышать производительность труда. А вот рост объёмов ВВП в чистом виде (который также может снизить зарплатоемкость ВВП) является опасной тенденцией, ведь он осуществляется за счет еще более активного выкачивания природных ресурсов. Стоит напомнить, что Росстат недавно пересмотрел доли различных секторов экономики в ВВП в сторону увеличения веса добывающих отраслей и снижения обрабатывающих.

Читайте также: "Экономика РФ растет, но у всех по-разному"

Увеличение производительности труда по понятным инфляционным соображениям является более предпочтительным и менее социально опасным. Однако по всей вероятности, за счет инфляции реальные зарплаты будут снижаться при увеличении их номинального уровня.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить