Зачем Россия укрупняет военный авиапром?

Устранить нездоровую конкуренцию, наладив целевое финансирование ключевых проектов – правительство России намерено обеспечить качественный прорыв в области военной авиации. Создание техники пятого поколения невозможно в условиях повальной конверсии и пренебрежения интересами «оборонки». Авиапредприятия будут сливаться в холдинги.

Помимо холдинга авиадвигателестроения на базе ФГУП «Салют» будет создано еще три интегрированных структуры. По словам первого зампреда военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Владислава Путилина, один холдинг будет создан на базе ОАО «Климов», РСК «МиГ», и московского завода имени Чернышова, второй - на основе самарского центра авиастроения (предприятие «Самарский научно-технический комплекс им. Академика Кузнецова, «Металлист-Самара» и «Моторостроитель»), третий - на базе предприятий НПО «Сатурн» в Рыбинске, пермских и уфимских «моторостроителей».

Интеграция началась в соответствии с указом президента России Владимира Путина, подписанным на совещании по вопросам развития авиационного двигателестроения в субботу в Санкт-Петербурге. По словам президента, цель состоит в создании авиадвигателей нового поколения.

По информации зампреда ВПК, передача госпакета акций этих предприятий «Оборонпрому» «обеспечит контрольный пакет акций государства предприятиям, в которых пока нет контроля государства», «позволит приступить к финансовому оздоровлению этих предприятий и создаст условия, чтобы научно-технический потенциал предприятий был поднят на должный уровень». Согласно комментарию первого вице-премьера Сергея Иванова, хотя Россия таким образом «вступает на путь создания крупных интегрированных структур», «мы не отказываемся от идеи частно-государственного партнерства». Президент же отметил, что первые шаги системной интеграции, уже позволили «объединить возможности, увеличить объемы выпуска, повысить финансовую устойчивость и управляемость всей отрасли».

Сегодня интеграция более чем необходима авиастроителям: по информации президента, в России фактически отсутствует серийное производство современных авиадвигателей, «рентабельность отрасли сократилась в последние годы с 27% до 7%, а прибыль снизилась почти вдвое... В России около 40 предприятий двигателестроения, среди них семь - предприятия так называемые «финалисты», но производимые этими компаниями двигатели «уступают сегодня мировым образцам почти по всем параметрам, во всяком случае, сегодня - по ресурсу, по расходу топлива, по уровню шумности и экологичности».

Но у России все равно остается необходимость поднять свое производство авиадвигателей на уровень, опережающий мировой. Если производство по лицензии двигателей для гражданских воздушных судов представляется возможным, то вопрос о разработке и производстве военного двигателя «пятого поколения», очевидно, не может быть передан в руки иностранных производителей. Ведь никто не будет передавать России ни передовые технологии, ни суперсовременные военные двигатели, которые являются одним из факторов обеспечения стратегического военного преимущества в воздухе.

Вновь создаваемые авиахолдинги как раз и должны принять участие в конкурсе на право создания двигателя 5-го поколения, который, в свою очередь, должен составить часть проекта перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, истребителя 5-го поколения), о котором говорят уже несколько лет.

Этот проект имеет особую важность для России не только в оборонном, но им  в экономическом аспекте – по оценкам аналитиков, в последние годы боевые самолеты составляли примерно 50% российского оружейного экспорта - около $15 млрд. Однако, без новых разработок вроде ПАК ФА Россия может потерять этот рынок примерно через 10 лет, когда на него выйдет американская машина пятого поколения - F-35, разработку которой ведет корпорация Lockheed Martin. Новые разработки нужны и для рынка гражданской авиации, где серьезными конкурентами отечественным самолетам выступает продукция Airbus или Boeing.

Между тем, ранее, до объединения в холдинги, бесконтрольная многолетняя конкуренция между основными претендентами на разработку двигателя для ПАК ФА (генеральный разработчик проекта самолета – АКХ «Сухой»): НПО «Сатурн» (двигатель АЛ-31Ф-М3) и ФГУП «Салют» (двигатель проекта 117), привела к тому, что работа вообще встала. Из-за этого на майском заседании ВПК первый вице-премьер Сергей Иванов был вынужден просто потребовать ускорить заключение контракта на разработку авиадвигателя для ПАК ФА, поскольку «его отсутствие тормозит весь проект».

Специалисты отмечают и другие проблемы, связанные, в первую очередь, с отсутствием централизованного и четкого управления в отрасли. По мнению президента Ассоциации ремонтных заводов гражданской авиации РФ Вячеслава Тимошкина, отставание, которое заметно усилил «перестроечный прорыв», не в последнюю очередь обусловлено «полным разрывом между эксплуатантами, производителями и разработчиками» авиадвигателей. Причем, при отсутствии новых разработок производителям даже выгодно не улучшать конструкцию – чтобы иметь предмет деятельности и работу. В этих условиях многие конструкторы сомневаются в появлении принципиально нового авиадвигателя ранее чем в 2015 году.

«Существующая ранее структура позволяла создавать технику высокого уровня… Сейчас идет нездоровая конкурентная борьба между фирмами за место под солнцем. Фирмы борются не за качество продукции, а за то, чтобы, как говорится, представить товар лицом…», - говорит авиационный инженер Сергей Васильев в интервью «НГ». По его мнению, необходимо финансирование перспективных научных разработок и направлений в российском авиадивгателестроении, так как производство по иностранной лицензии лишь фиксирует технологическое отставание. Кроме того, есть случаи, когда иностранцы, приватизировав важные наукоемкие предприятия в РФ (например, производящие углеродные композиты – материал для жаростойких элементов двигателей), затем «успешно свели производство к нулю». Специалисты также упоминают и проблемы заглохшего за последние 20 лет финансирования НТП, оголения кадрового состава отрасли, катастрофического износа основных фондов и отсутствия их модернизации.

В такой ситуации сами производственники говорят о необходимости создания холдингов. «Однозначно надо объединяться, потому что у нас сегодня достойные конкуренты. «Дженерал электрик», «Пратт энд Уитни», «Роллс-Ройс», «Снекма» - это мощные холдинги, и наша разобщенность только на руку конкурентам», - заявил в субботу журналистам генеральный конструктор ОАО «Климов» Алексей Григорьев.

Новая реструктуризация отрасли, предполагающая финансирование проекта двигателя 5-го поколения на конкурсной основе (проект оценивается в $2-3 млрд.), призвана ускорить разработку нового проекта до 2-3 лет.

Стоит отметить, что вопросы усиления госконтроля и госфинансирования предприятий оборонки актуальны не только для авиастроения, но и для таких сфер, как российское танкостроение, строительство подводных лодок и АПЛ, интенсификация производства баллистических ракет и многие другие направления оборонки, где в результате «конверсии» 1990-х, перехода многих оборонных предприятий в частную собственность, прекращения их финансирования на волне «перестройки», разрушения прежней четкой советской системы планирования и управления оборонной промышленностью, проявились как организационные, так и технологические провалы, которые еще и сейчас препятствуют повышению качества, и количества российских вооружений, а, следовательно, снижают обороноспособность страны.

Эти недостатки необходимо срочно преодолевать – особенно, в условиях охлаждения отношений с агрессивными как прежде США (продвигающими планы размещения ПРО в Восточной Европе, разработавшими концепцию неядерного «быстрого глобального удара», намеревающимися пересмотреть в 2009 году СНВ-1). В условиях, когда НАТО приближается к границам РФ, и даже Украина уже грозит в ответ на приостановку участия России в ДОВСЕ предпринять «многосторонние действия с учетом наших партнеров - Европы, США, Канады» и т.п.

В этих условиях все отголоски либеральных лозунгов о «разоружении» и производстве «сковородок вместо ракет», должны уступить место доводам здравого смысла, говорящим о том, что традиционная и необходимая для России оборонная промышленность, которая к тому же всегда инициировала в нашей стране НТП, способствовала увеличению экспорта, и занятости населения, должна быть в кратчайшие сроки восстановлена и модернизирована.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить