По итогам 2023 г. доля креативных индустрий в ВВП России достигла 3,5%, тем самым опередив среднемировую оценку (3,1% мирового ВВП по данным ЮНЕСКО). Суммарно объем креативного сектора в России составил 14,5 трлн рублей (исследование агентства Креативных индустрий). Для сравнения, в 2022-м этот показатель оценивался в 11,4 трлн рублей.
О росте масштабов интереса к качественному контенту и креативу в стране свидетельствует и рост аудитории всех видеоплатформ: Mediascope сообщает, что только YouTube в 2023 году посещали как минимум 95 миллионов россиян ежемесячно.
Редакция Pravda.Ru заинтересовалась рынком создателей контента на видеоплатформах России и подготовила материал с одним из лидеров индустрии творческих интервью, лауреатом национальной бизнес премии "Креативные индустрии 2024” Екатериной Барановой. Специалист более 7 лет работала в сфере недвижимости, а затем увидела потенциал развиваться в совершенно новой для себя индустрии. Спустя 5 лет ее проект "SVETI” задает тренды на рынке видеоинтервью, а Баранова получает большое количество заявок на интервью в ее социальных сетях.
Переход от традиционного бизнеса к стратегическому PR и работе с экспертными брендами — не самый очевидный путь. Екатерина Баранова начала карьеру в недвижимости, получила степени MBA и Executive MBA, но сменила вектор и вышла на другой уровень профессионального позиционирования. Сегодня она работает как бренд-стратег с экспертами и предпринимателями из разных стран, помогая им становиться узнаваемыми, усиливать влияние и выстраивать присутствие в профессиональной среде.
Екатерина Баранова выстраивает работу на стыке продюсирования, стратегического планирования и исследования каждого проекта. Она сотрудничает с экспертами, которые стремятся выйти на новые рынки или укрепить свои позиции в локальной нише. География проектов охватывает Израиль, Турцию, Швейцарию, Россию и ОАЭ.
Особое место в её работе занимают видеоинтервью — флагманский инструмент, с помощью которого Екатерина помогает экспертам раскрыться перед аудиторией. Видео становятся не просто контентом, а инструментом доверия и репутационного роста.
Один из примеров продвижения через видео — история учителя русского языка Елены Малышевой. Еще недавно она вела занятия с минимальной аудиторией: в социальных сетях у нее было всего 300 подписчиков, а стоимость одного урока не превышала 2000 рублей. Всё изменилось после знакомства с бренд-продюсером Екатериной Барановой.
Ставка была сделана на видеоформат. В конце 2023 года команда под руководством Барановой разработала серию вертикальных роликов и запустила креативный проект — адаптацию популярной телепередачи "Кто хочет стать миллионером?" в формате коротких видео. Идея бренд-стратега сработала и уже через три недели Малышева из рядового репетитора превратилась в востребованного педагога с внушительной онлайн-аудиторией и потоком заявок.
Некоторые ролики набрали больше миллиона просмотров, и это привлекло внимание СМИ. Елену начали приглашать на телевидение и радио. Очень быстро количество ее подписчиков выросло до 40 тысяч человек. Спрос на личные занятия с репетитором оказался настолько высоким, что физически охватить всех желающих стало невозможно. Контент, который придумала Екатерина Баранова для клиентки, попал в боль аудитории — например, ролик про единственный род слова "тапки” набрал 7 миллионов просмотров и более 1000 комментариев.
История Малышевой — доказательство того, как видеоконтент меняет профессиональную траекторию. Благодаря росту популярности она запустила собственный авторский курс по русскому языку и монетизировала его через соцсети. Более того, реализовала давнюю мечту — создала образовательную программу для взрослых, объединив в ней любовь к живописи и стремление повысить уровень грамотности среди учеников всех возрастов. Сейчас у Елены более 250 тысяч человек в социальных сетях.
В 2024 году Екатерина Баранова начала сотрудничество с Еленой Шуликовой — психологом из Москвы. Вместе с экспертом было записано видеоинтервью, которое набрало 400 тысяч просмотров за первые несколько дней. Елена поделилась тяжелой историей борьбы с раком 4 стадии, где честно рассказала о всех методах, которые помогли победить болезнь.
Работа с Шуликовой также велась через видеоформат. Благодаря выстроенной контент-стратегии, удалось не только рассказать широкой аудитории о концепции выздоровления, но и привлечь внимание к важности работы с психологическими аспектами при онкологии. Позже интервью стали рекомендовать к просмотру в реабилитационных центрах, а опытом Елены заинтересовались коллеги.
Основной вектор работы Екатерины Барановой — создание видеоинтервью с экспертами на YouTube и других площадках. Но если ранее было принято приглашать медийных лиц с большой аудиторией и получать просмотры за счет имени, Екатерина придумала новый формат контента — интервью с простыми людьми, зачастую из глубинки.
Она стала продвигать идею интервью с обычными людьми — учителями, врачами, исследователями, предпринимателями из небольших городов и сёл. Эти герои часто остаются "за кадром" в медиапространстве, хотя обладают уникальным опытом, знаниями и реальными историями успеха. Интервью с "людьми из глубинки" вызывают доверие, вдохновляют и демонстрируют, что за каждым достижением стоит не имя, а путь — сложный, но честный и наполненный смыслом.
В феврале 2024 года Екатерина Баранова стала победителем Национальной бизнес-премии "Креативные индустрии” в номинации "Бренд-стратег года”. Жюри, которое состояло из ведущих специалистов в области творческих профессий (в том числе в комиссии была председатель союза пиарщиков России Мария Тарханова), высоко оценило проект "SVETI” за его влияние на индустрию видеоконтента. Оргкомитет рассмотрел свыше 1100 заявок, поступивших как из различных регионов России, так и из-за рубежа — от признанных профессионалов в области дизайна, моды и рекламы. Мероприятие прошло в Конгресс-зале Торгово-промышленной палаты РФ при поддержке союза предприятий печатной индустрии, газеты "Комсомольской правда” и Российского союза пиарщиков. Как отмечает сама Екатерина, для нее было важно получить награду в одной из главных премий в индустрии, поскольку победа открывает возможность рассказать о социальной миссии ее проекта.
Работа Екатерины Барановой иллюстрирует эволюцию сферы видеоконтента на рынке СНГ: если раньше аудитории хотелось потреблять в основном развлекательный контент, то сейчас востребован разнообразный стиль — от социальных роликов до полноценного образования в рамках видео.