Секретные проекты авиации СССР: летающее крыло и сверхзвуковые лайнеры

3:54

Советская авиация славилась своими смелыми инженерными решениями. В эпоху холодной войны проекты разрабатывались не только для войны, но и для демонстрации технологического превосходства.

Два направления, оставшиеся на грани между фантастикой и реальностью — это концепция "летающего крыла" и сверхзвуковые пассажирские лайнеры.

Летающее крыло: полёт без фюзеляжа

Идея "летающего крыла" — это самолёт, у которого отсутствует привычный фюзеляж, а весь корпус работает как одна большая подъёмная поверхность. Теоретически это повышает топливную эффективность, скрытность и грузоподъёмность.

В СССР подобные идеи рассматривались с 1930-х годов: Бартини и Бич-Х — это были ранние эксперименты с беспилотными моделями.

В 1960-70-х годах в ЦАГИ проектировали крупные стратегические самолёты такого типа. Т-4МС от ОКБ Сухого — один из самых амбициозных: массивный бомбардировщик с малозаметной формой. Однако, все советские проекты "летающих крыльев" так и не дошли до серийного производства.

Причины:

  • Проблемы с управлением на низких скоростях,
  • Недостаток цифровых систем стабилизации (в отличие от США),
  • Сложность в организации внутреннего пространства и эвакуации.

Сверхзвуковой лайнер Ту-144: мечта на перегрузке

Советский ответ французско-британскому Concorde — это Ту-144. Он стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским самолётом, совершив полёт уже в 1968 году.

Основные характеристики:

  • Скорость: до 2 150 км/час,
  • Дальность: около 6 000 км,
  • Пассажиров: около 120.

Создание было стремительным: давление со стороны партии, желание обогнать Запад и показать силу авиационной промышленности. Однако эксплуатация выявила массу проблем:

  • Громадный расход топлива,
  • Сильная вибрация, шум, тесный салон,
  • Проблемы с безопасностью (в том числе — катастрофа в Париже в 1973 году).

В итоге Ту-144 был снят с регулярных рейсов уже в начале 1980-х. Использовался для испытаний и научных целей.

Другие секретные идеи

В архивах конструкторских бюро остались десятки проектов:

  • Сухой Т-4 ("Сотка") — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик,
  • Мясищев М-52 — "тяжёлый ответ" на B-52, также на грани фантастики,
  • Идеи гиперзвуковых пассажирских аппаратов на скоростях 4-6 Махов.

Однако реализация большинства проектов упёрлась в технический и экономический потолок.

Наследие и возвращение интереса

Многие инженерные решения перекочевали в космонавтику: "Буран", орбитальные носители и стратегические дроны. Сегодня концепция "летающего крыла" активно используется в БПЛА и боевой авиации (например, С-70 "Охотник").

К сверхзвуковым лайнерам снова возвращаются в XXI веке: NASA, Boom Supersonic и даже Роскосмос ведут исследования. СССР не смог воплотить эти идеи полностью — но задал технический ориентир для будущего.

Вывод

Советские проекты "летающих крыльев" и сверхзвуковых лайнеров были не только дерзкими — они опережали своё время. Несмотря на все неудачи, они доказали, что страна могла мечтать и проектировать на уровне мировых лидеров. Сегодня эти мечты снова становятся актуальными — уже на новом витке технологий.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Т-4МС Так и не построенный советский бомбардировщик-невидимка
Автор Дмитрий Плотников
Дмитрий Плотников — журналист, обозреватель Правды.Ру
Последние материалы