Россия. Курс на реформы и экономический рост

В 1999-2001 гг. экономика России продемонстрировала поистине впечатляющий рост, особенно заметный на фоне мирового экономического спада в прошлом году. Однако факторы, обусловившие этот подъем, на данный момент практически исчерпаны, а для его возобновления необходимы дальнейшие структурные преобразования экономики, отдача от которых возможна в перспективе лишь нескольких лет.

 

 После кризиса 1998 года, экономика России росла быстрыми темпами, что произошло под воздействием следующих факторов:

 

 девальвация национальной валюты, увеличившая конкурентоспособность отечественной продукции и приведшая к импортозамещению наряду с ростом промышленного производства в обрабатывающих отраслях, который в 1999 г. опережал рост добывающих отраслей.

 высокие цены на мировых сырьевых рынках в 2000-01 гг. - на долю доходов от экспорта энергоносителей и металлов приходится почти половина всех доходов российского бюджета;

 Кроме того, росту экономики в 2001 г. способствовало осознание западными инвесторами позитивных политических и экономических изменений в России, произошедших за последние годы.

 

 Однако влияние данных факторов ограничено и не может продолжаться бесконечно. Россия продолжает оставаться преимущественно сырьевой державой со слаборазвитой рыночной экономикой и малопривлекательным инвестиционным климатом, отличительными чертами которой соответственно являются

 

 доминирование добывающих отраслей: на долю одного только нефтегазового комплекса приходится до 30% ВВП;

 низкая эффективность использования финансовых, трудовых и природных ресурсов и высокий износ основных фондов;

 низкий уровень инвестиций наряду с продолжающимся выводом прибыли, полученной российскими предприятиями, за границу без ее реинвестирования в отечественную промышленность, а также концентрацией основного объема инвестиций в сырьевых отраслях - прямые иностранные инвестиции составляют всего 10% от размера ВВП, что значительно ниже аналогичного показателя других развивающихся стран, а доля инвестиций в топливную, металлургическую и нефтехимическую отрасли достигает 2/3 от всего объема инвестиций в России.

 Для того, чтобы занять достойную и стабильную позицию на мировой арене, России необходимо развивать обрабатывающий сектор промышленности, а также реализовать научный потенциал, доставшийся ей в наследство от советского ВПК. Для этого нужны значительные инвестиции, приток которых возможен только за счет улучшения налогового и инвестиционного климата в стране, а именно

 

 за счет проведения налоговой реформы - в частности, ослабления налоговой нагрузки на малый и средний бизнес и увеличения налога на недропользование и добычу полезных ископаемых, что позволит повысить эффективность использования природных ресурсов и компенсировать снижение налоговых поступлений в федеральный бюджет от предпринимательского сектора;

 законодательной реформы;

 реорганизации управленческого аппарата;

 реформы финансово-банковского сектора - в первую очередь, создания эффективной кредитно-денежной системы, и задействования денежных средств населения.

 При этом для достижения ощутимого результата необходима сбалансированная политика, сочетающая в себе все вышеназванные элементы.

 

 Правительство РФ под руководством президента В. Путина за последние 2 года сделало гигантский рывок в направлении необходимых реформ. Структурные преобразования затронули земельный, судебный, налоговый и финансовый сектора. 1 января 2001 г. вступила в силу ставка подоходного налога в размере 13%, являющаяся одной из самых низких в мире, что позволило значительно увеличить налоговые поступления в бюджет. Продолжилась борьба с коррупцией и легализацией незаконно полученных доходов. Началась пенсионная реформа и реформа корпоративного управления. В конце 2001 года был принят новый Трудовой кодекс. В ближайшее время ожидается также преобразование системы государственного управления, военная реформа, банковская реформа (будет снято большинство ограничений на участие иностранцев в капитале российских банков), а также принятие новых законов, углубляющих земельную и налоговую реформы.

 

 Сделано немало, но и должно быть сделано еще в десятки раз больше. И это следует понимать, также как и то, что отдача от проводимых преобразований возможна лишь в перспективе 3-5 лет при условии дальнейшего следования намеченной политике, поэтому впечатление, сложившееся у ряда экономистов, относительно того, что ход реформ в России замедлился, - ошибочно, а сами реформы только начинают претворяться в жизнь. Т.о. истинный расцвет российской экономики еще впереди. В ближайшее же время, она, по-видимому, будет расти невысокими темпами, чего, впрочем, не стоит опасаться.

 

 Куприянова Анна, ИК «Файненшл Бридж»

ИК 'Файненшл Бридж'