Будущее боевой авиации России не стоит клочка земли?

После громких скандалов, связанных с первой волной передела собственности в России, шум в обществе поутих. Между тем, под умиротворенное молчание граждан (прежде всего чиновников и журналистов) в стране идет вторая волна передела, за ней третья — и так до бесконечности. Мы привыкли к тому, что слияния и поглощения — пусть даже не всегда дружественные и честные — являются нормой для рыночной экономики.

Так оно и есть, пока дело не касается безопасности страны. Те немногие конкурентоспособные технологии, которые остались в России после бури либеральных реформ, аккумулированы большей частью в ВПК. Когда руки захватчиков добираются до оборонной промышленности — впору бить в набат.

Но, к сожалению, "оборонщикам" приходится сталкиваться с подобными проблемами. На этот раз угроза нависла над корпорацией " Фазотрон-НИИР " - старейшим разработчиком бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для военно-воздушных сил.

В настоящее время на предприятии разворачивается настоящая трагедия. Неизвестные силы скупают акции "Фазотрона" и пытаются дорваться до управления активами корпорации.

Как рассказал " ПРАВДЕ.Ру " помощник генерального директора Александр Осокин, в ноябре 2003 года неизвестные начали скупку акций у работников предприятия. "Фазотрон-НИИР" является акционерным обществом. По информации экспертов РБК, самыми значительными пакетами владеют генеральный директор Анатолий Канащенков (13,56%) и два его заместителя — Вячеслав Рогов и Валентина Ряховская — 5,63% и 6,19% соответственно. Остальная часть акций распределена среди трудового коллектива.

По информации, которую предоставила " ПРАВДЕ.Ру " Ассоциация негосударственных структур безопасности (АНСБ), оказывавшая ряд услуг "Фазотрону" на ранней стадии захвата, скупка акций осуществлялась отдельными физическими лицами. В настоящее время весь выкупленный пакет акций принадлежит компании "Диал-групп", которая предъявляет свои права на управление предприятием.

"Диал-групп" (которую не без оснований считают подставной фирмой) действует по распространенному шаблону. В конце прошлого года представители этой фирмы потребовали провести внеочередное собрание акционеров, на котором рассматривались следующие вопросы: досрочное прекращение полномочий членов Совета директоров Открытого акционерного общества "Корпорация "Фазотрон-НИИР" с последующим переизбранием Совета; досрочное прекращение полномочий членов Ревизионной комиссии Открытого акционерного общества "Корпорация "Фазотрон-НИИР". На единственном прошедшем к сегодняшнему моменту собрании все вышеприведенные инициативы "Диал-групп" были заблокированы абсолютным большинством голосов, но дальнейшие подобные "собрания" - лишь вопрос времени.

"Никто не понимает, с какой целью ведется скупка акций", — сказал ПРАВДЕ.Ру Александр Осокин. При этом он не исключил вероятности того, что за этим могут крыться интересы иностранных спецслужб — это — "абсолютно не исключенный вариант", отметил Осокин. По его словам, ясно одно — действия захватчиков срывают работу предприятия. Негативные последствия уже налицо. Во-первых, в результате скупки акций резко поднялись стоимость ценных бумаг предприятия. Поэтому сейчас руководство "Фазотрона", пытаясь консолидировать оставшиеся акции, вынуждено покупать их по завышенной цене. Также "Диал-групп" требует созывов внеочередных собраний, что отвлекает немало времени и средств. Осокин не исключает, что в дальнейшем захватчикам удастся собрать еще какой-то процент акций. В этом случае они смогут ввести своего директора в Совет директоров. "Они будет требовать разные документы, и люди вместо работы будут все время заниматься чепухой", — говорит Осокин.

Странная активность со скупкой акций "Фазотрона" была замечена практически сразу. Как рассказал ПРАВДЕ.Ру руководитель АНСБ Евгений Карабанов, первым подозрительную скупку акций заметил приставленный к предприятию сотрудник ФСБ.

Попытки противодействия захвату со стороны государственных структур не увенчались успехом. "Они (силовики — прим. ред.) единственное, что умеют — это заводить уголовные дела, а что толку? Когда идет скупка акций, здесь ничего такого уж незаконного нет", — говорит Карабанов.

О заказчике ясной информации пока нет. По словам Александра Осокина, руководство завода не имеет таких данных. Евгений Карабанов на вопрос об истинном заказчике атаки отметил лишь, что это "крупная московская структура". АНСБ удалось выйти на его след основного игрока, сообщил Карабанов, однако руководитель ассоциации воздержался от более подробного комментария.

"Такими методами действует "Росбилдинг", — предположил Дмитрий Путилин. — Скупает небольшой пакетик, наблюдает за компанией и после этого предлагает менеджменту выкупить акции. Если менеджмент не соглашается, то проводятся какие-то действия, более или менее в рамках закона. Это уже не гринмэйл, а действия, направленные на поглощение компании". Напомним, "Росбилдинг" называют одним из самых известных скупщиков московских предприятий.

Ситуация с "Фазотроном" напомнила Путилину действия "Росбилдинга" отношении одного предприятия, изготавливающего спецодежду (скорее всего речь идет об ОАО "Вымпел", который выполняет ряд заказов для Министерства обороны). "Но у компании оказалась сильная защита, и у "Росбилдинга" ничего не вышло", — сказал Путилин.

Говоря о других возможных участниках атаки на "Фазотрон", Путилин назвал компанию "АНТИ". "Но они действуют несколько грубее", — отметил эксперт.

Остаются неясными мотивы захватчиков. "Это уникальное производство, у них конкурент только один — в Ленинграде, завод который выпускает аналогичные вещи. И сначала даже подумали — может быть это ленинградский завод-конкурент скупает акции, но потом убедились, что это московская структура", — рассказывает Карабанов. Но эта версия в ходе разработки не подтвердилась. Не достаточно оснований предполагать, что главная цель атакующих — получить площади под строительство в Москве. "Их цель? Трудно сказать, — говорит Карабанов. — Там действительно можно было бы уже за тот процент акций, который был скуплен, отрезать какой-нибудь кусочек — например, дом Культуры (принадлежащий "Фазотрону" - прим. ред.)".

"Если речь идет о том, что скупив акции, фирму можно пустить под снос и на этом месте построить бизнес-центр или еще что-то, то это нереально, — в свою очередь убежден Осокин. — Есть "золотая акция", которая принадлежит государству (особое право государства на управление предприятием — прим. ред.). Без согласия государства изменить профиль предприятия нельзя".

Но у экспертов рынка другое мнение. Заместитель главного редактора журнала "Слияния и поглощения" Дмитрий Путилин уверен, что атака на "Фазотрон" совершается с очевидным смыслом захватить это предприятие. Учитывая ценность земли под "Фазотроном" в районе Тишинских переулков (около $50 миллионов), Путилин даже удивился, как такой лакомый кусок еще остался нетронутым после всех "зачисток", проводимых компаниями-"поглотителями". По мнению Дмитрия Путилина, "золотая акция" и запрет на перепрофилирование не помешают захватчикам, даже если их цель — освободить площади под "Фазотроном". "Можно вывести предприятие за пределы города и сохранить его профиль. Что им мешает это сделать, вложив, скажем, $5 миллионов", — сказал Путилин "ПРАВДЕ.Ру".

Дмитрий Путилин не питает иллюзий по поводу будущего "Фазотрона". "Мой прогноз — захватят, — сказал он. — Даже не захватят, а просто выкупят. Там не будет стрельбы, каких-то потасовок, просто цивильно договорятся".

Так происходило со многими предприятиями. Но для "Фазотрона" такое развитие событий вряд ли приемлемо. В настоящее время предприятие участвует в нескольких экспортных контрактах. В частности поставляет радары для палубных истребителей МиГ-29К, экспортируемых в Индию. Также на предприятии ведутся активные работы по новым, более совершенным радарам, которые предназначены для истребителей следующего поколения. Переезд предприятия, раскинувшегося на 10 гектарах, однозначно вызовет многомесячные задержки в научно-исследовательских разработках и производстве. Даже в Великую Отечественную войну эвакуация таких производств до полного развертывания на прежние мощности занимала до полугода.

Вместе с тем у "Фазотрона" еще остаются варианты защиты. "В первую очередь нужно консолидировать пакет акций. Второе — защита реестра. Необходимо разобраться: кто ведет реестр акционеров, как он защищен", — считает Евгений Карабанов. По его словам, реестр практически всегда выкупается в таких случаях. "Это не проблема — плати 10 тысяч долларов и реестр выкупишь практически у любого реестродержателя", — уверен Карабанов.

Для руководства "Фазотрона" это будет нелегкий бой. Люди старой закалки, они не привыкли к корпоративным войнам. "Время у нас специфичное, — говорит Осокин. — Мы сами еще не привыкли к новым вещам. Как в диалектике — у всего есть обратная сторона. У владения своим предприятием, акционерным обществом, есть положительные стороны — рассчитываешь только на свои силы, создается корпоративность. Но есть негативная сторона — акции могут продаваться. И вот к этой стороне мы еще не очень привыкли, и не очень понимаем, что и как".

При этом руководители "Фазотрона", как никто другой, отдают себе отчет в том, что совершаемые с предприятием действия идут на вред стране. "Есть такой закон высоких технологий — их нельзя создать на ровном месте", — говорит Осокин. Любая задержка в производственном или исследовательском цикле неминуемо приведет к отставанию от крупнейших мировых держав. Россия во многом отстала от развитых стран на многие годы, если не десятилетия. И лишь те немногие сферы, в которых наша страна является носителем передовых технологий, обеспечивают конкурентоспособность российской продукции и, в первую очередь, российского оружия. Неужели это стоит меньше клочка земли и сиюминутной выгоды?

Справка (по материалам российских СМИ)

Корпорация "Фазотрон-НИИР"

Корпорация "Фазотрон-НИИР" основана в июне 1917 года, когда появилась необходимость в разработке бортового электронного оборудования для летательных аппаратов. С 1942 г. работает в области радиолокации, с 1962 г. — институт, с 1969 г. — производственное объединение. Акционировалось в 1993г. Лидер разработки и производитель радаров и радиолокационных систем управления вооружением различного типа самолетов и вертолетов, а также ракетно-пушечных, наземных и корабельных комплексов ПВО, средств отображения информации о состоянии систем космического корабля и космонавтов, метеорадаров и продукции гражданского назначения. Также корпорация ведет разработку РЛС для космических спутников и беспилотных летательных аппаратов. Выручка компании за 9 месяцев 2004 г. составила 1,9 млрд руб., чистая прибыль — 130,2 млн руб.

Обсудить