Правительство выделило 5 миллионов долларов на опыты над россиянами

Громкие заявления сторонников массового использования генетически модифицированных (ГМ) сельскохозяйственных культур в России о том, что только они могут спасти отечественное сельское хозяйство, в действительности являются чистой воды пропагандой.

 

 В начале этой недели в Москве прошла конференция «Генетически модифицированные источники пищи: оценка безопасности, законодательно-нормативная база, маркетинг». В ходе этого мероприятия лоббисты массового внедрения в России ГМ сельского хозяйства пытались убедить широкую общественность, а самое главное, государственных чиновников, в необходимости скорейшего снятия всех ограничений на пути ГМ-культур на отечественный рынок. Это, по мнению организаторов конференции, сулит стране огромные выгоды: спасение погибающего сельского хозяйства, улучшение здоровья россиян и т.д. Как утверждает главный «пиарщик» ГМ-культур в нашей стране, директор центра «Биоинженерия» Константин Скрябин, за счет ГМ сахарной свеклы можно практически полностью отказаться от импорта сырцового сахара, а ГМ-картофель спасет 40% урожая этой культуры, ежегодно якобы гибнущих от колорадского жука. Правда, относиться к подобным заявлениям следует с большой осторожностью – как рассказали опрошенные RBC daily специалисты, подобные декларации, мягко говоря, не соответствуют действительности и рассчитаны лишь на то, что какой-нибудь чиновник, завороженный известным красноречием г-на Скрябина, не думая поставит свою визу на каком-нибудь разрешающем документе. По крайней мере, государство по непонятным причинам уже выделило «Биоинженерии» 5 млн долларов на разработки, которые, по мнению многих ученых, являются потенциально опасными для здоровья россиян.

 

 Директор «Биоинженерии» г-н Скрябин – центральная фигура в «наступлении» производителей ГМ-продуктов на Россию. На протяжении последнего года он активно пытается убедить государство и крупных предпринимателей в необходимости масштабного использования ГМ-культур в России. При этом Константин Скрябин постоянно сетовал на недостаточную поддержку его начинаний государством. Правда, в 2003 году центр «Биоинженерия» выиграл государственный тендер в объеме 5 млн долл. на разработку генетически измененной сахарной свеклы и ряда других культур. Но этого, по утверждению главы «Биоинженерии», явно недостаточно для того, чтобы массово выращивать ГМ-культуры в России. В результате, как напомнил г-н Скрябин на состоявшейся в понедельник в Москве пресс-конференции, если в мире под выращивание ГМ-культур используется 60 млн га земли (на самом деле всего лишь около 1% мировых сельхозземель. – Прим. RBC daily), то в России – ноль. По мнению горячих российских сторонников «Еды Франкенштейна» – а именно так называют ГМ-еду на Западе, – подобную ситуацию необходимо срочно менять. Причем для России это будет только благом. Как уверяет Константин Скрябин, ГМ-культуры буквально являются единственной надеждой для отечественного сельского хозяйства. Так, по утверждению директора «Биоинженерии», в России сейчас 40% урожая картофеля пропадает из-за колорадского жука, одновременно в стране отмечается острый дефицит собственного сахара. И все эти проблемы, по словам г-на Скрябина, легко решают биотехнологии. Однако при внимательном анализе подобных заявлений выясняется, что они, по правде, не совсем соответствуют действительности и являются скорее громким рекламным лозунгом.

 

 Наглядным примером является пример с сахарной свеклой. В России действительно ощущается дефицит сахара-сырца. Более половины потребляемого в стране сахара приходится на импортное сырье – преимущественно тростниковый сахар. Но решить эти проблемы с помощью ГМ-культур – «модифицированная» свекла устойчива к сорнякам –вряд ли удастся, так как проблема вовсе не в сорняках. «В советские времена собирали достаточное количество сахарной свеклы, – сказал RBC daily заместитель директора по сырью сахарной компании «Разгуляй» Сергей Ремнев. – Не случайно сейчас недозагружены сахарные заводы, построенные в советские времена. Однако с развалом СССР существенно снизились посевы и урожайность сахарной свеклы. Причин подобной ситуации несколько. Во-первых, крайне состарился парк свеклоуборочной техники. Во-вторых, ушли кадры – далеко не каждый механизатор рожден работать на сахарной свекле. В отличие от зерновых культур сахарная свекла капризная и требует очень профессионального ухода. И, наконец, третий аспект – финансовый – из-за «капризности» свеклы можно потерять вложенные в нее средства». Таким образом, даже если генетически модифицированная сахарная свекла будет разрешена в России, фермерам все равно придется решать все вышеупомянутые проблемы. С другой стороны, по мнению г-на Ремнева, при правильном соблюдении всех технологий урожайность свеклы в России вполне может догнать американские показатели без всяких ГМ-технологий. «Сейчас урожайность в некоторых наиболее продвинутых хозяйствах в России достигает 450-500 тонн сахарной свеклы с гектара», – говорит он. Аналогичная ситуация и с картофелем. По мнению представителей компании «Август», занимающейся производством химических средств защиты растений, утверждение, что из-за колорадского жука гибнет 40% картофеля в России, вызывает большие сомнения. Как в случае и с сахарной свеклой, проблемы с картофелем действительно есть, но они никак не связаны с колорадским жуком. Во-первых, около 95% картофеля в России выращивают мелкие фермеры, которые зачастую используют у себя деградировавшие сорта картофеля. Этот картофель, в отличие от семян «элита» или «суперэлита», сажавшихся в советские времена, подвержен различным заболеваниям.

 

 Интересно, но подобная подмена понятий производителями ГМ-культур широко используется для пиара их продукции и в других странах. «В Азии, например, компания Monsanto, один из самых известных производителей ГМ-культур в мире, вовсю пропагандирует генетически измененный рис, который должен ликвидировать у бедной части населения нехватку витамина А, – сказал RBC daily один российский эксперт по ГМ-продуктам. – Однако для того, чтобы получить дневную норму витамина A, бедному азиату придется съедать 6-8 кг этого риса в день. Если он даже сможет это физически, то денег на это у него все равно не будет. Поэтому цель таких кампаний только одна – сделать громкое заявление о том, что такая ГМ-культура подобна манне небесной, в надежде на то, что никто реально не будет проверять их соответствие действительности и какой-нибудь госчиновник с радостью легализует этот продукт».

 

 По всей видимости, по подобной схеме Monsanto вместе с действующим в тесном контакте с этой компанией Константином Скрябиным рассчитывает сработать и в России. В последнее время руководитель центра «Биоинженерия» активно лоббирует свои интересы во властных структурах, при этом, что характерно, стараясь не особенно выносить этот вопрос «наружу». Как рассказали RBC daily в Госдуме, на предстоящих сегодня в нижней палате парламента слушаниях по законопроекту «О продовольственной безопасности РФ» вопрос ГМ-культур затрагиваться не будет. Между тем использование в России ГМ-культур, которые, по данным исследований, способствуют развитию различных заболеваний, весьма волнует россиян. И госчиновники, которые, похоже, благоволят центру «Биоинженерия» (правительство уже выделило ему на его «опыты» 5 млн долларов), не могут этот фактор не учитывать. В начале этой недели главный санитарный врач России Геннадий Онищенко объявил об ужесточении контроля за содержанием ГМ-компонентов в продуктах питания. По мнению главного российского санитарного врача, «россияне вправе знать, что они употребляют в пищу». В этой ситуации, по мнению г-на Онищенко, необходимо жестче следить за тем, чтобы продукты из ГМ-сырья специально маркировались, так как пока производители в России этот факт предпочитают скрывать. Возможно, в российское законодательство о ГМ-продуктах будут внесены и другие изменения. По российскому закону обязательной маркировке должна подлежать продукция, где содержание ГМ-компонентов превышает пять процентов. Однако в России 5% измеряются от сухого остатка всего продукта, в то время как в ЕС «процентаж» идет к одному ингредиенту. В этом случае получается, что соус из ГМ-сои, на две трети состоящий из воды, маркировать в России совершенно не обязательно. Возможно, что в ближайшем будущем 5%-ная планка будет снижена до 1%.

Ссылки по теме RBCdaily

Обсудить