Зерно и нефть дают работу российским портам

Несмотря на кризис, грузооборот морских портов России в I полугодии 2009 года увеличился. По данным Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) рост составил 5.9% - до 235.4 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Наиболее значительное сокращение произошло в категории импортных грузов. Перевалка на 41% до 13.1 млн т, в том числе, перевалка импортных грузов в контейнерах - на 43%, генеральных - на 51%. Наращивать грузооборот удается за счет экспорта и транзита. Объем перевалки экспортных грузов увеличился на 7.4% до 182.2 млн т.

И если перевалка минеральных удобрений (-33,2%), лесных (-44,5%) и контейнерных грузов (-12,5%), а также черных металлов (-8,5%) существенно сократились на фоне кризиса и протекционистских мер, то в ряде сегментов, напротив, зафиксировано увеличение грузооборота. В частности, перевалка угля на экспорт увеличилась на 11% до 29.3 млн т, , руды - в 3 раза до 2.4 млн т, наливных грузов - на 7.5% до 111.3 млн т. Но самый существенный прирост дал экспорт рекордного урожая зерновых прошлого года. Перевалка зерна выросла - в 11 раз до 9.3 млн т.

Транзитный грузооборот вырос на 10,4% за счет наливных грузов и в первую очередь перевозок сырой нефти. Поток сухих грузов сократился на 40%.

Самый значительный прирост грузооборота показали порты Южного бассейна (14,1%). На Северо-Западе увеличение составило 2,1%. На дальневосточном направлении объемы остались неизменными за счет коррекции в пользу наливных грузов.

Ситуацию в российских портах можно признать относительно благополучной. Падение перекрыли поставки нефти и зерна, то есть сельское хозяйство и добывающая промышленность. К началу июля мировой индекс Baltic Dry упал втрое против прошлогодних уровней. Наиболее значительное падение продемонстрировал индекс фрахта для судов типа Capesize, занятых в перевозках насыпных и навалочных грузов.

Падение фрахтового индекса Baltic Dry означает резкое сокращение объема мировых перевозок. Оно связано с прекращением масштабных закупок Китая, создававшего внутренние резервы руды. Еще раньше на объемы повлияло резкое снижение собственно китайского экспорта. Уже сейчас на рынке морских перевозок возник избыток тоннажа, что также давит на индекс.



Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить