Невыплата зарплат опять в России становиться общенациональной проблемой

Александр Починок натравливает на работодателей прокуроров

  Тема социального обеспечения и уровня жизни россиян, в последнее время отошедшая на задний план, вновь обостряется. Президент Владимир Путин уже публично отругал социального вице-премьера Валентину Матвиенко и министра финансов Алексея Кудрина за долги по зарплатам бюджетникам и задержку отпускных учителям. Всю серьезность этой проблемы признал в интервью «Российской газете» министр труда и социального развития Александр Починок . Судя по его словам, проблема с невыплатой и общим уровнем зарплат в России вновь начинает принимать общенациональный масштаб. И в то время как российское государства исправно выплачивает внешний долг, внутренние долги лавинообразно накапливаются. Но, к сожалению, в наших условиях, возможно только что-то одно. И поэтому оптимизм правительства кажется несколько преждевременным и неуместным.

  По заверению министра труда и социального развития России Александра Починка, долги государства бюджетниками – это по сути дела только видимая часть айсберга. В основном зарплаты не выплачивают коммерческие предприятия. На их долю приходится почти 31 млрд. рублей долга, в то время как долги государства – лишь 4 млрд. Однако впечатляют темпы - на середину июля в Минобразовании и Минздраве образовалась задолженность по зарплате на 3 млрд. рублей.) Раньше правительство России проблему невыплат коммерческими структурами старалось вообще не замечать. Профсоюзам и возмущенным гражданам предлагали решать все проблемы с работодателями через суд. Позже, в новом КЗОТе все же признали за трудящимися право не ходить на работу, если задержка по зарплате превысила два месяца. Понятно, что самим трудящимся от этого не стало легче – зарплаты по-прежнему не платят и задерживают.

  Александр Починок уверен, что проблема долгов бюджетникам, как уже было не раз, рано или поздно будет решена. В конце концов, суммы не столь большие. Где-нибудь к новому году власти их постепенно погасят. Зато на коммерческие структуры у правительства, похоже, управы пока нет. «30 млрд. рублей не заплатили акционерные общества, из них большую часть задержали предприятия, которые нужно банкротить», - сказал министр. То есть их работники, в независимости от того посажен хозяин в тюрьму или нет, свою зарплату не получат уже никогда.

  Глава Минтруда видит решение проблемы в тесном сотрудничестве своего ведомства с органами прокуратуры. По его словам, министерство в массовом количестве инициирует прокурорские проверки предприятий-должников, а Генеральная прокуратура РФ за невыплату зарплат заводит уголовные дела. "Во втором квартале мы передали следователям более ста дел, возбуждено около десяти. Появились уже первые арестованные", - подтвердил в интервью Александр Починок.

  Понятно, что в масштабах России – это капля в море. С другой стороны, министр сегодня делает, что может. Его предшественники на такие шаги не решались. Они даже не отваживались надавить на представителей работодателей в трехсторонней комиссии по трудовым вопросам при правительстве РФ , которые всячески препятствовали введению уголовной ответственности за невыплату зарплат. Бизнесмены-реалисты, они прекрасно понимали, что своевременная и полная выплата зарплат в условиях сегодняшней российской экономики неизбежно приведет к массовому разорению тысяч предприятий и катастрофическому падению рентабельности всех остальных.

 В заключение Александр Починок признал, что разрыв в уровне зарплат в России и западноевропейских странах гигантский, но о его сокращении или ликвидации сегодня не может идти и речи. В конце 2003 года бюджетникам все же поднимут зарплату. Но на 10-11%. Не больше. Это заявление министра труда приходит в явное противоречие с прогнозами Минэкономразвития РФ . Так, по сообщению РИА «Новости», это ведомство прогнозирует, помимо значительного увеличения рождаемости и продолжительности жизни (кстати, в России – одна из самых низких в Европе), что к 2005 году денежные доходы населения могут вырасти примерно на 56-61%. Стоит добавить, что по ряду веских экономических и политических причин этот оптимистический прогноз рискует так и остаться прогнозом. Но даже, если он сбудется, уровень жизни и доходов россиян все равно будет неизмеримо ниже, чем в развитых странах

  Это и понятно. Столько денег, чтобы удовлетворить всех, у правительства просто нет. Выплата внешних долгов - первейший приоритет бывшего главного переговорщика по российским долгам – премьер-министра Михаила Касьянова . Это означает, что погашение всех и всяких внутренних задолженностей отодвигается на будущее, когда Касьянов, возможно, уже покинет премьерское кресло и превратится просто в рядового российского олигарха. Но оттого, что с проблемой придется разбираться другому правительству, она не исчезнет. Боле того, как это бывает в России, невыплаты не столько экономический, сколько политический вопрос.

  Так в недавнем интервью «Независимой газете» заместитель министра финансов Белла Златкис , объясняя, почему сегодня в России невозможен дефолт, признала, что в 1998 году «у государственных властей существовал выбор: либо заплатить долги собственному населению, либо не быть избранными». Тогда существовал огромный дефицит бюджета, и правительство вынуждено было занимать на внешнем рынке, чтобы выплачивать зарплаты. Сегодня, на первый взгляд, ситуация иная. Однако правительство, тем не менее, уже вынуждено было пересмотреть размеры внешних заимствований в сторону увеличения. Решено занять на четверть больше, чем планировалось. И очевидно, это не последний рубеж.

  Совершенно не исключено, что вскоре вопрос, кому все-таки платить, а кому нет, снова может стать необычайно острым и судьбоносным. Правительство, конечно, предпочтет аккуратность по отношению к иностранным кредиторам. Но поскольку скоро выборы в Государственную Думу , а за ними – выборы президента, у российской власти может появиться и другой взгляд на эту проблему. Кажущийся популизм окажется политически оправданным. И тогда будет совершенно непонятно, почему сегодня так безмятежна Белла Златкис и так оптимистично Минэкономразвития?

    Дмитрий СЛОБОДЯНЮК,

 «ПРАВДА.Ру»

Обсудить