Россия обновляет свою передовую базу на Балтике

Эта статья не о военной базе, ведь наша страна сильна не одной лишь военной мощью. Речь пойдет о Калининградском морском рыбном порту (КМРП), который вновь становится передовой экономической и транспортно-логистической базой России на Балтике и шире — в Атлантике.

Только что порт отметил свое 70-летие. Он был открыт сразу после войны, в 1947 году, и стал одним из первых крупнейших советских предприятий, построенных на территории недавно созданной Калининградской области. "Старейшее отраслевое предприятие в области. И можно точно сказать, что для Калининграда оно градообразующее. И для всей страны немаловажное. Ведь это, по сути, западные рыбные ворота России. Здесь всегда базировались и обслуживались рыболовные суда, ведущие промысел как на Балтике, так и во всей Атлантике", — так охарактеризовал роль КМРП врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Сергей Харьков.

Об этом же рассказывает врио заместителя председателя правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков: "Калининград — это вообще город рыбацкой славы. Нужно понимать, что нет у нас такой семьи, где не было бы рыбаков. И всегда порт — это было не только место работы, но и такое место, куда приходили с рейса отцы, мужья, деды. Среди моих одноклассников, например, всегда были дети рыбаков. Это была такая отдельная каста, и все мы мечтали быть рыбаками. И в самом городе всё было выстроено для привлечения молодёжи в отрасль. Средние и высшие учебные заведения готовили специалистов высокого уровня и всех необходимых отрасли специальностей. Их выпускники знали, что они всегда будут обеспечены престижной и высокооплачиваемой работой. А область делала всё для того, чтобы эти специалисты, в том числе, кстати, портовики оставались здесь, трудились. А затем передавали накопленный опыт новым поколениям".

В течение десятилетий КМПР был ключевым звеном в разветвленной системе рыбопромысловой отрасли страны, через него шло снабжение рыбной продукцией западных и центральных частей СССР: республик Прибалтики, Белоруссии, Украины, областей России. "В советское время порт был востребован всеми, и было работать легко. Выстраивались огромные очереди судов, рыбопродукции — только бы побыстрее их разгрузили, только бы их пустили в порт", — вспоминает ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон.

После распада великого государства порт, как и вся Калининградская область, был отрезан от основной российской территории и оказался в весьма сложном положении. Вот как рассказывает об этом периоде Александр Шендерюк-Жидков: "За 90-е и нулевые годы наш порт пережил не самые лучшие времена. Российская рыбодобыча на Балтике и в Атлантике резко сократилась. Отрасль переориентировалась на северные и дальневосточные моря. Поток рыбы в Калининград иссяк".

Проблемы порта напрямую отразились на положении всей области, ведь КМРП — крупнейшее предприятие, и в Калининграде нет почти ни одной семьи, не связанной с рыбной отраслью.

Но коллектив порта выстоял. Его работникам удалось сохранить технический и технологический, а главное, кадровый потенциал. О важности КМРП для всей страны задумались и в высоких кабинетах. В 2004 году КМРП получил статус стратегического предприятия.

И в свой 70-летний юбилей, который практически совпал с профессиональным праздником — Днем рыбака, Калининградский рыбный порт отметил своего рода второе рождение. Как с гордостью заявил врио директора КМРП Игорь Разинкин, первое полугодие 2017 года порт завершил с прибылью — впервые за последние пять лет. "70 лет для любого предприятия — это действительно большая дата. Поэтому сегодня у нас действительно праздник. Спасибо работникам порта и ветеранам. Они создавали порт, развивали его. Последние годы были, пожалуй, самыми сложными за весь период его существования, но мы справляемся с проблемами", — сказал он, выступая на праздничном собрании, посвященном знаменательной дате.

Поздравляя работников порта, врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Сергей Харьков отметил: "В последние годы по разным причинам экономика порта оставляла желать лучшего. Но порт выстоял, сформировался, сумел сохранить рабочую профессиональную команду. За что честь им и хвала. Хочется пожелать им всего самого хорошего — здоровья, благополучия. И самое главное уверенности в завтрашнем дне. А для этого сегодня у рыболовной отрасли всё есть. И правильный вектор стратегического развития, и необходимые силы. Думаю, что Калининградский рыбный порт ждет хорошее будущее".

Главное, что у предприятия, у коллектива появилась четкая перспектива. С развитием КМРП Россия связывает большие, стратегического характера планы. "Согласно утвержденной правительством стратегии развития рыболовной отрасли, Калининградскому рыбному порту предстоит стать большим транзитным центром перевалки рыбопродукции с Дальнего Востока на страны Атлантического региона, а также в обратную сторону. Будут развиваться хранение и переработка рыбопродукции, и наш порт в системе логистики рыбной продукции по вектору Восток — Запад — Восток является ключевым звеном. И для дальнейшего прогрессивного развития у нас всё есть. Фактически мы готовы создать рыбный технопарк на базе КМРП. Помимо чисто портовых услуг, где мы обеспечиваем наших клиентов бункеровкой, стивидорными услугами, электричеством, стоянкой судов, охраной, мы планируем на территории порта и развитие производств. Это судоремонт, это хранение и переработка и многое другое. Сегодня мы не можем работать по-старому. Рассчитывать на то, что кто-то нам пришлет рыбу, мы ее перевалим, и все у нас будет хорошо, уже неправильно. Такого не будет, нужно исходить из реалий. А для дальнейшего развития у нас есть все условия и необходимая поддержка. В первую очередь Федерального агентства по рыболовству", — говорит Игорь Разин.

О перспективных планах развития порта рассказывает и генеральный директор ОАО "Корпорация развития Калининградской области" Владимир Зарудный: "Сейчас ситуация непростая в порту. Те модели, под которые Калининградский морской рыбный порт был построен, изменились. Калининградская область оказалась изолирована от сырьевых рынков сбыта, и, конечно, логистические цепи первыми попали под удар. Но сейчас идут значительные перемены. Этот ветер перемен мы здесь, в Калининградской области, ощущаем в полной мере. Об этих новых тенденциях говорил Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме, грядет новая экономика, цифровая экономика, грядет новая волна контейнеризации. Калининградский морской рыбный порт имеет почти четыре километра площадок для причальных стенок, оснащен необходимой энергетикой, имеет развернутый парк подъездных путей. И здесь мы могли бы в полной мере запустить трансформинг железнодорожного пути для контейнеров из Азии на фидерные корабли. Которые в свою очередь будут развозить эти контейнеры по Европе. Именно сюда мы можем завести тот великий Шелковый путь, о котором так много в последнее время говорится. И роль Калининградского морского рыбного порта может быть ключевой в этом процессе. Это государственный порт. Единственный государственный порт, который может переваливать огромные объемы контейнеров на Европу".

С нескрываемым оптимизмом смотрит в будущее и Александр Шендерюк-Жидков. "КМРП вернет себе функционал нашей опорной отраслевой точки для возвращения в Атлантику, — уверен он. — Для этого есть все необходимое… Главное — желание рыболовецких компаний". По его словам, администрация намерена поддержать рыбаков, готовых избрать КМРП портом приписки своих судов: "Если они готовы портом приписки сделать Калининград, правительство Калининградской области готово освободить участников этих процессов от налогов, предоставить особые льготы по соцвзносам, дать другие преференции".

Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Россия действительно намерена прочно утвердить свою передовую экономическую базу на Балтике — Калининградский морской рыбный порт, который призван стать мощным многофункциональным отраслевым, производственным и транспортно-логистическим центром.

Читайте также:

Сергей ХАРЬКОВ: "Принцип работы на отраслевых проектах может быть только один: вижу цель, не вижу препятствий"

Автор Анна Васянина
Анна Васянина — журналист, бывший выпускающий редактор Правды.Ру