ЯРОСЛАВ ШВЫРЯЕВ: ТАРИФЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРОЗРАЧНЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА

- В последние годы в обществе, в частности, в прессе очень большое внимание уделяется реформе коммунального хозяйства и вопросам реструктуризации естественных монополий. Однако все это происходит в режиме дискуссии, по принципу "собака лает, а караван идет". В том смысле, что тарифная политика как естественных монополистов, так и коммунальщиков мало зависит от того, как у ней относится общество. Да и информации, и рычагов воздействия у общества маловато. Можно сказать никаких.

- Вот закон по регулированию тарифов на товары и услуги хозяйствующих субъектов естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства (уж извините за длинное название) и должен дать обществу эти рычаги. Хотя пока имется лишь проект концепции этого закона - можно сказать, самое начало работы.

Главными целями здесь являются достижение устойчивого функционирования организаций, приток средств в указанные отрасли, обеспечение доступности тарифов на товары и услуги организаций для промышленности и населения, воспроизводство и развитие материально-технической базы. Но можно выделить и еще одну цель, которая упоминается реже: прозрачность тарифов на товары и услуги организаций. Это - первая проблема, решению которой посвящена настоящая концепция.

- Но специалисты всегда смогут обосновать перед неспециалистами, - а депутаты, представляющие интересы граждан в законодательных органах, в большинстве своем также не специалисты - тот объем инвестирования, который им нужен.

- Так вот вторая проблема и связана с инвестиционной составляющей в тарифах на товары и услуги организаций. Возможность ее установления предусмотрена Федеральным законом "О естественных монополиях", но при этом не учтена существенная особенность: оплачивает инвестиционную составляющую потребитель товаров и услуг организаций, а собственником объектов, созданных на полученные средства, является коммерческая организация. При этом, в части товаров и услуг субъектов естественных монополий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, потребитель лишен возможности выбора, в связи с чем уплата им инвестиционной составляющей является, де-факто, сбором, не предусмотренным налоговым законодательством.

- Но все равно ведь платить придется. Иначе, как в классическом кино: "Не будут брать - отключим газ!"

- Никто не отрицает необходимость инвестирования средств в развитие естественных монополий и коммунального хозяйства. Инвестиционная составляющая тарифов может играть в этом одну из решающий ролей. По оценкам специалистов, например, в энергетике она может составить около 2 млрд. долларов в год. Следует лишь учесть, что созданные при этом объекты должны являться общим достоянием - то есть государственной собственностью. В дальнейшем, конечно, возможна их приватизация либо передача в аренду. Но речь должна идти об использовании этого в интересах всего населения, принимавшего участие в инвестировании.

- Наш недавний исторический опыт способствует недоверчивости населения к заявлениям об учете его интересов. Ваучерная приватизация проходила под лозунгами приватизации для всех. И ваучеры всем желающим раздали, но вот собственность оказалась в распоряжении нескольких десятков людей. Так что под любым, самым благородным деянием должен быть подложен механизм, исключающий использование благих намерений в интересах узкого круга "благотворителей".

- Механизм реализации первого этапа концепции - обеспечения прозрачности тарифов на товары и услуги организаций - достаточно очевиден. Обеспечить это может только опубликование структуры тарифа, то есть себестоимости товаров и услуг с учетом ее структуры, нормы прибыли и инвестиционной составляющей.

Далее следует разграничить организации по уровню, масштабу их деятельности. Деятельность субъектов естественных монополий имеет общефедеральное значение, а тарифы на их товары и услуги в большой степени определяют экономическое состояние для всей Российской Федерации. Поэтому участие потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий в формировании тарифов, отстаивание своей позиции и любое другое взаимодействие между потребителями и субъектами естественных монополий возможно только в рамках законодательной процедуры.

Вывод тут один: тарифы на товары и услуги субъектов естественных монополий общефедерального значения, а также структура указанных тарифов должны определяться федеральным законом один раз в год вместе с бюджетом!

- А насчет более мелких субъектов, регионального уровня?

- В отношении организаций жилищно-коммунального хозяйства и естественных монополий регионального и местного значения применим тот же подход с учетом их уровня. Тарифы на товары и услуги этих организаций, а также их структура, должны определяться с участием законодательного или представительного органа соответствующего уровня и публиковаться в печати.

Механизм реализации второй части концепции, связанной с инвестиционной составляющей, должен обеспечивать участие потребителей товаров и услуг организаций в определении доли тарифа, идущей на инвестиции в текущем году, а также объектов, на создание либо реконструкцию которых направляются полученные средства. Также должен обеспечиваться контроль за целевым использованием инвестиций и объектов, созданных в результате инвестиций. Единственно возможным способом решения поставленных задач также является закон.

- Это довольно объемная схема, требующая большой работы на разных уровнях власти. Как по-вашему это должно осуществляться в режиме реального времени?

- Можно привести примерную последовательность: утверждение инвестиционной составляющей тарифов производится в процентном отношении к тарифу вместе с его утверждением в законе. В этом же законе устанавливается перечень проектов, подлежащих финансированию в текущем году, и их инвестиционный цикл, причем финансирование за счет инвестиций должно обеспечиваться в течение всего инвестиционного цикла. При этом нецелесообразно устанавливать жесткую зависимость проекта от источника получения инвестиций (т.е. проект в области энергетики может финансироваться за счет тарифа на транспортировку газа). Организация, получающая денежные средства от потребителя, направляет их в целевой бюджетный фонд, распоряжение средствами которого осуществляет уполномоченный орган в общем порядке. Отчет об исполнении бюджета фонда предоставляется на утверждение законодательного органа соответствующего уровня в рамках бюджетной процедуры.

- Потребует ли это коренной ломки существующей схемы установления и согласования тарифов?

- В том и состоит достоинство предлагаемого проекта, что решение поставленных задач возможно осуществить совместно в одном нормативном акте. Коренной перестройки действующего законодательства не потребуется.

Беседу вел Анатолий БАРАНОВ.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Западные журналисты продолжают писать о своих первых впечатлениях от России и россиян. Впечатления оказываются противоположными тому, что говорят западные СМИ.

ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"

Россия засомневалась во власти - после выходок правительства Медведева и чиновников Кремля высокий и ранее непоколебимый Путина снижается. Он уже стал похож на рейтинг Горбачева...

Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Комментарии
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
НАТО нарывается на случайное начало войны с Россией
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
В Госдуму идет кот Бегемот
22 июня. Страшная война и цена Победы
Крымский мост как новое российское оружие против Украины
Конгрессмены США голодают во имя воссоединения семей мигрантов
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России