Русские в Сингапуре: "суперджеты" и винтокрылы

Авиационная выставка в Сингапуре проходит по принципу бьеннале, то есть один раз в два года, при поддержке организации гражданской авиации страны. В 2018 году о своем желании работать на выставке заявили более 1000 предприятий из приблизительно 70 стран.

Каждый раз это событие является многообещающим для всех без исключения предприятий авиакосмического сектора России. Дело в том, что на аналогичных авиамероприятиях, которые систематически проводятся во Франции (Ле Бурже) и в Великобритании (Фарнборо), российская техника не может быть востребована по определению, так как место проведения этих профессиональных событий никак не соответствует географии сбыта российской крылатой продукции.

Наша зона коммерческого захвата традиционно находится в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Впрочем, сегодня сложно назвать развивающимися такие государства, как Китай и Индия. Западноевропейские же страны могут только смотреть на российскую технику в целях сравнения ее с собственными изделиями.

Получается, что Сингапур, не меньше чем Абу-Даби (там регулярно проводится ярмарка вооружений), более соответствует российским деловым интересам. Такое заинтересованное отношение к азиатскому региону еще и подогревается тем фактом, что за последние десять лет России удалось продать в этой зоне не мене 400 боевых вертолетов и самолетов. Существенно улучшилась система послепродажной поддержки (After Sale Support); появилась система быстрой доставки запчастей (fast tracking), что и привело к дальнейшему росту интереса к российским предприятиям со стороны представителей оборонных ведомств и бизнес-кругов региона.

На этот раз в "бананово-лимонный Сингапур", как когда-то окрестил его Александр Вертинский, прибыли более 70 фирм авиационного кластера. Из наиболее интересных образцов техники, которую россияне привезли с собой, можно назвать: Як-152, Як-130, Су-35, вертолеты Ка-52 и "Ансат", а также МС-21 и "СуперДжет-100".

Начиная с конца этого весьма неполного списка всей представленной россиянами линейки, отметим, что гражданский самолет самого главного оборонного авиационного холдинга страны "Сухой-Суперджет 100" получил законцовки крыла. Его демонстрация в этом новом доработанном виде впервые произошла именно на Singapore Air Show 2018. Такая доработка позволит потребителю снизить до пяти процентов расходов авиакеросина.

Очень интересен и многоцелевой татарский вертолет "Ансат" (в переводе с татарского — "простой"). Это любимое детище главы Татарстана Рустама Минниханова (он сам умеет управлять винтокрылами) можно использовать во многих областях.

В целом, несмотря на богатство российской экспозиции, можно смело утверждать, что новизной отличалась лишь экспозиция "камовцев". Их вертолеты — относительно недавние разработки. Пожалуй, и одномоторный самолет первоначального обучения Як-152 способен заинтересовать инновационной кабиной и легким пилотажем, хотя на память приходит судьба мясищевского "Гжеля", выпуск которого прекращен при невыясненных обстоятельствах. Безусловно, Як-152 не однотипен, но за последнее время Россия видела множество авиационных проектов, так и не пошедших в серию по каким-то таинственным причинам или обстоятельствам, имеющим мало отношения собственно к авиации.

Сам по себе удивителен и "Суперджет-100" производства "Сухой", представленный натурной моделью, но никак не летающим образцом. Не секрет, что крыло "Суперджета", впрочем как и его шасси, далеки от совершенства для самолета регионального типа, не говоря уже о сверхнизком положении гондол двигателей на региональных аэродромах, которые могут не блистать чистотой. Да и сам двигатель французской корпорации SAGEM уже был не новым, так как чертежи пролежали на полке у французских конструкторов несколько лет. Крыло же "Суперджет" получил в наследство от "Боинга-717", уже давно снятого с производства.

К сожалению, не ясно пока и будущее МС-21 — нового российского лайнера. Ведь для того, чтобы он пошел в серию, необходимы заказы. Между тем, это воздушное судно уверенно заступает на территорию самолетов с пассажировместимостью более 100 кресел. Вряд ли стоит ожидать от "Боинга" и "Эрбаса" того, что они поделятся своими заказами, отдав часть рынка злостному российскому конкуренту. Конечно, остается внутреннее российское пространство с возможностью размещения заказов от российских авиаперевозчиков. Ничего удивительного в такой практике поддержки отечественного производителя нет. Но остается все та же проблема: удастся ли МС-21 преодолеть порог в 100 машин и пойти в серию.

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *