Зачем Центробанку РФ "чёрные списки"

"Сталинские тройки" формируются в ЦБ

Все-таки в российском Центробанке хорошо знают отечественную историю. Но не исключен и другой вариант — не знают совсем. Иначе в ЦБ не вводили аналогов "расстрельных" списков. "Расстрельных", конечно, в кавычках. Это в тридцатые годы прошлого века за антисоветчину могли расстрелять. Сейчас все гуманнее — ну подумаешь, запрет на профессию…

О чем речь? Дело в том, что ЦБ уже десять лет ведет список руководителей и топ-менеджеров проштрафившихся кредитных организаций. Да и не только банков — на июль этого года в списке было 6675 человек. Из них 5621 — это руководители и члены совета директоров, 1029 крупных владельцев.

И если с собственниками и членами совета директоров все более-менее понятно, то вот с их подчиненными ясности нет совсем. Ведь на то они и подчиненные, чтобы выполнять указания руководства, не так ли? Так почему же и на этих людей распространяется фактический запрет на профессию?

Здесь стоит напомнить, что статья 75 закона "О Центральном банке" гласит, что в чёрный список попадают менеджеры банков, признанных банкротами после отзыва лицензии, а также тех кредитных организаций, в отношении которых осуществляется санация. "Обвиняемые" или "виновные", в соответствии с этой статьей, банкиры в течении 5 лет не могут занимать руководящие позиции, на которые требуется согласование ЦБ, а также не могут и владеть в банках долями от 10% и более, напоминает ИА Regnum.

По ныне действующим правилам, ЦБ согласовывает кандидатуры всех топ-менеджеров банков. Соответственно, биография кандидата должна быть чистой, а фамилия отсутствовать в чёрном списке. Вот только оказаться в нем проще простого. Например, если человек перешел на работу в другую организацию, а банк, в котором он работал прежде, обанкротился в течение года после перехода. Всё, проблемы — здравствуйте.

Недавно стало известно о пополнении черного списка — в него внесут порядка 120 банкиров "ФК Открытие". Причем в него войдут не только руководители головных офисов, но и, например, бухгалтеры филиалов. Каким образом они могли повлиять на политику руководства банка — загадка. Но, похоже, не для Центробанка.

Регулятору вообще все понятно. А иначе чем объяснить тот факт, что за десять лет ЦБ не удосужился объяснить критерии, по которым включает людей в черный список. А в планах — увеличение срока с 5 до 10 лет. Хотя уже даже через 5 лет вернуться обратно в профессию финансисту будет сложно, если вообще возможно.

Да и не только финансисту. Коль скоро Центробанк пользуется таким инструментом, то что мешает и другим ведомствам воспользоваться подобным опытом? Например, тем же энергетикам. Случись какое происшествие — а тут уже черный список наготове. Или строителям. Или морякам. Или — да мало ли профессий, где подобные списки составить можно?

Вот и выходит аналогия со сталинскими "тройками". Целью которых было вынесение обвинительного приговора, пусть даже доказательств было минимум, а то и не было вовсе. Так что в ЦБ действительно — либо очень хорошо знают историю и используют принцип про "новое-хорошо забытое старое". Либо не знают — иначе давно бы задумались, как это выглядит со стороны.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Обсудить