Как они дошли до жизни такой? Почему треть предприятий РФ работает в убыток — Василий КОЛТАШОВ

По данным Росстата, доля убыточных российских предприятий в январе-июне 2017-го увеличилась на 0,8% по сравнению с прошлым годом, составив 31,6%. Сальдо компаний без учета малого бизнеса, банков, страховщиков и бюджетных организаций, согласно подсчетам Федеральной службы госстатистики, составило почти пять триллионов рублей; это на 606 миллиардов меньше аналогичного показателя 2016 года.

В первом полугодии 2017-го почти 15 тысяч предприятий сгенерировали убытков на один триллион рублей. В свою очередь совокупная прибыль 32,1 тысяч организаций достигла 5,9 триллионов рублей. Отдельно отмечается, что в январе-июне этого года самое большое снижение прибыли показали компании, занимающиеся строительной деятельностью; она упала на 63,3%, и составила 17,9 миллиарда рублей. С чем это связано, в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" рассказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

— Почему возникла такая плачевная ситуация на российских производствах?

— Во-первых, такие предприятия до второй волны кризиса работали, привлекая огромное количество кредитов. Проценты по этим кредитам были высокими, поэтому организации фальсифицировали свою рентабельность. Это было почти повсеместно. Они изображали в отчетности банкам, что из производства рентабельно. Но в реальности проблемы накапливались. Сейчас положение таково, что мы не можем ожидать изменения экономической политики. Следовательно, лишь удешевление кредита и перекредитация всех этих предприятий может удержать их на плаву какое-то время. Они не будут платить эти астрономические проценты по кредитам, а получат дешевые кредиты и на них будут тихо умирать дальше. Это наиболее мягкий сценарий, который я вижу на ближайшие два-три года.

— Какими могут быть негативные сценарии развития в российском производственном секторе?

— В худшем случае мы будем наблюдать закрытие этих компаний. Активная волна банкротств начнется со следующего года. Банкротиться будут именно предприятия, а не банки. У нас ЦБ предотвращает банкротство кредитных организаций, отзывая лицензию. Нет лицензии — нет проблем. А как быть с заводом? Завод — это не структура, которая распоряжается финансами, и у которой на самом деле ничего нет. Заводы будут просто закрываться. Продолжится перемещение рабочей силы в крупные города, где будет расти концентрация рабочих. Начнется давление на инфраструктуру, на сферу услуг, где они будут пытаться устроиться охранниками, продавцами — кем угодно.

— Если убыточные предприятия закрыть, жители моногородов останутся без средств к существованию. Что может предпринять государство для их поддержки и развития?

— Государство теоретически могло бы изменить свою экономическую политику и обеспечить этим предприятиям сбыт на внутреннем рынке, одновременно стимулируя спрос, ограничивая ввоз иностранной продукции и создавая сбыт и спрос для этих предприятий. Например, за счет государственной программы общенационального строительства жилья и инфраструктуры.

Этот дорогостоящий проект — альтернатива реновации. Суть в том, чтобы строить совершенно новое и не в Москве, чтобы распределить выгоды для всех и тем самым создать экономическое оживление в новых зонах, хотя бы даже в зонах крупных европейских и сибирских городов. Государство могло бы это сделать. Для этого нужно вводить заградительные пошлины, ограничивать ввоз китайских товаров, бороться за то, чтобы российские предприятия сохраняли нашего же потребителя. В этой ситуации также не стоит рассчитывать на мировой рынок. Потому что на мировом рынке объективно нет возможностей для наших производителей. Если спросить сейчас чиновника Министерства финансов, он бы сказал примерно следующее: "Надо искать внешние рынки сбыта". Предприятие должно приспособиться к новым условиям, посмотреть, где и что оно может продать. То есть меры должны быть общеэкономические, должна быть совершенно другая стратегия. И только так мы сможем эту проблему решить. Экономический рост необходимо распространить, это самое главное. То есть расти должны не только экономики мегаполиса, а весь рынок, вся экономика России в целом. Только так мы получим большую, высокую динамику.

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *
Обсудить