Центробанк: после шторма — к масштабным планам

Курс рубля, инфляция, процентная ставка по кредитам, надежность банков — все эти темы всегда в центре внимания как населения, так и бизнеса, а значит, и политиков. У нас давно уже стало хорошим тоном критиковать политику Центрального банка России за недочеты в денежно-кредитной политике — и, кажется, специалистами в этой области считают себя все без исключения. И, наверно, оправданно, ведь плоды этой политики мы все ощущаем на себе в нашей повседневной жизни. После тех потоков критики, которые лились на мельницу Центробанка в последние времена, голосование в Госдуме в связи с продлением полномочий Эльвиры Набиуллиной в качестве председателя Центробанка прошло довольно мирно.

Это свидетельствует о том, что политика регулятора за четыре прошедших года, вопреки обвалу цен на нефть и антироссийским санкциям, оказалась не столь уж провальной, а на его счету есть определенные достижения.

Британский журнал The Banker в январе 2017 года назвал Эльвиру Набиуллину лучшим председателем Центробанка года в Европе. Когда наши западные партнеры нас хвалят, это не может не настораживать. Но факты — упрямая вещь. Почти десятикратное снижение оттока капитала, двукратное замедление инфляции и двукратное сокращение количества банков за счет избавления от недобросовестных игроков назвал бесспорными достижениями ЦБ не западный эксперт, а депутат Госдумы от КПРФ Николай Арефьев, то есть представитель фракции, не замеченной в лояльности по отношению к Центробанку. Макроэкономическому шторму в российской экономике регулятор противодействовал введением плавающего курса рубля в сочетании с другими вспомогательными инструментами валютного регулирования. После десятков миллиардов долларов, тщетно потраченных на искусственное поддержание курса рубля, стало понятно: можно попусту истощить золотовалютные резервы, но рыночный тренд все равно возьмет свое.

В 2014 году ключевая ставка достигла рекордных высот — 17%. Совет директоров принял это решение в непростых условиях, основываясь на необходимости ограничить возросшие девальвационные и инфляционные риски. Впоследствии по мере преодоления кризисных явлений ставка постепенно снижалась. В апреле ЦБ в очередной раз понизил ключевую ставку на 50 базисных пунктов — до 9,25%. Борьба с инфляцией дала свои плоды: к концу прошлого года она достигла 5,4%, а на сегодняшний день приблизилась уже к 4%. Антиинфляционные меры стали альфой и омегой политики ЦБ. Как отмечает Набиуллина, одна из главных задач — "добиться инфляции низкой и стабильной, чтобы все в нее поверили и, главное, ощутили бы на себе, что инфляция низкая и стабильная". Когда у бизнеса такое доверие возникнет, по ее мнению, на этой основе он будет строить свои планы и сможет привлекать долгосрочные инвестиции. Справедливости ради отметим, что глава Центробанка не рассматривает низкую инфляцию как панацею.

Снижение инфляции — одно из условий "длинных денег", а еще должны "снижаться риски, работать пенсионные накопления, страховые фонды, должна повышаться доступность кредитов МСП". По мнению Набиуллиной, для выхода экономики на темпы роста выше нынешних полутора-двух процентов, необходимы структурные изменения.

Ключевой задачей глава ЦБ видит и "вычищение сомнительных операций из банков". Жесткие меры по оздоровлению банковского сектора обусловлены борьбой с незаконным выводом средств за рубеж и отмыванием денег. При этом, по словам Набиуллиной, политика ЦБ направлена "ни в коем случае не на сокращение количества банков, а исключительно на то, чтобы на рынке были только здоровые банки". Причем процесс этот еще не завершен, и очистка рынка банковских услуг будет среди главных целей ЦБ еще в предстоящие два-три года.

Можно сколь угодно говорить о достижениях, но было бы странно, если бы в нашем обществе не было критиков политики ЦБ: ведь она затрагивает коренные интересы очень большого количества игроков и влияет в целом на состояние всей нашей экономики. Порой там, где одни видят плюсы, другие видят, наоборот, недостатки. Действия ЦБ по расчистке банковского сектора вызывают большое недовольство у Ассоциации российских банков и его главы Гарегина Тосуняна, поскольку их результатом является отзыв лицензий у большого числа региональных банков. По их мнению, под лозунгом борьбы с недобросовестными игроками директивным образом отсекаются от ресурсной базы и клиентов достойные и эффективно работающие банки, что вредит интересам вкладчиков и кредиторов. В отличие от физических лиц, имеющих право на страховое возмещение, предприниматели разоряются и оказываются у разбитого корыта.

Те же депутаты Госдумы в ходе обсуждения отчета главы ЦБ не только одобряли ее деятельность, но и высказывали свои претензии. Так, коммунист Николай Арефьев заметил, что денежно-кредитная политика замкнулась на банковскую систему, минуя экономику. Данил Шилков от ЛДПР назвал низкий уровень кредитования реального сектора острейшей экономической проблемой и финансовым тормозом для промышленного производства в несырьевом секторе. А депутат от "Единой России" Андрей Исаев призвал ЦБ активнее побуждать банки к долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов в отечественную экономику. Согласно исследованиям Всемирного экономического форума, по доступности кредитов в списке из 140 стран Россия находится на 57-м месте. Как следствие, компаниям приходится рассчитывать в основном лишь на собственные средства.

Есть среди оппонентов главы Центробанка и те, кто концептуально расходится с ней во взглядах. Так, по мнению авторов программы "Стратегия роста" из Столыпинского клуба, инфляция, признанная ЦБ и правительством РФ целевым показателем, является лишь одним из показателей развития экономики. Страны, совершившие значительный рывок в развитии, последовательно реализовывали стратегию финансового стимулирования экономики. На начальном этапе активного роста допустимый уровень инфляции может составлять даже двузначное значение. При этом именно экономический рост впоследствии становится главным фактором ее снижения. Им вторит и советник президента РФ, академик Сергей Глазьев: "При низких сбережениях и доходах населения, неразвитом финансовом рынке эмиссия используется для целевого финансирования инвестиций". Страх перед инфляцией способен, кажется, парализовать решимость в действиях наших монетарных властей. Но оправданы ли опасения, что более активное включение печатного станка в сфере денежной политики неминуемо приведет к резкому скачку инфляции? Все зависит от того, куда направляются эти деньги, на чрезмерный перегрев в сфере потребления или на инвестиционные программы. Политика количественного смягчения проводится, например, ФРС США и Европейского центрального банка в целях преодоления структурного кризиса и оживления экономики. Китай, Индия и страны Индокитая эмитируют деньги под инвестиционные планы экономических агентов в соответствии с централизованно устанавливаемыми приоритетами.

"Целевая эмиссия денег для кредитования инвестиций в упомянутых странах не приводит к инфляции, — полагает Сергей Глазьев. — Ведь ее результатом является повышение эффективности производства и расширение объемов выпуска товаров, что способствует снижению издержек и повышению покупательской способности денег".

В России же инфляционный фон подпитывается неразвитой конкуренцией, технологической отсталостью и низкой эффективностью, что приводит к сокращению предложения товаров и росту цен. Высокая ключевая ставка способна блокировать инвестиционные программы даже на производствах с высокой рентабельностью, а банковская система при этом превращается "в механизм выкачивания денег из реального сектора экономики".

Эльвира Набиуллина образно охарактеризовала современное состояние российской банковской системы: мол, "генеральная уборка завершена" и можно перейти к "обычной практике поддержания чистоты и порядка". По ее мнению, финансовый сектор России адаптировался к новым экономическим условиям и сейчас банковская система уже готова к наращиванию кредитов, причем на здоровой и качественной основе. В ближайшие пять лет ЦБ планирует сосредоточить все внимание на ценовой стабильности, обеспечении устойчивости финансового рынка, доступности финансовых продуктов и услуг, развитии национальной платежной системы, а также поддержке технологий и инноваций на финансовом рынке. По-видимому, успех в достижении поставленных задач будет в немалой степени зависеть не только от компетенции руководства ЦБ, но и способности прислушиваться к голосам критиков и готовности к компромиссам.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить