«Иркутскэнерго»: гоп-стоп, мы подошли из-За угла…

5 февраля 2001-го года Высший арбитражный суд поставил точку в споре Мингосимущества с администрацией Иркутской области по вопросу принадлежности государственного пакета акций (40%) ОАО «Иркутскэнерго». Мингосимущество считало и доказывало, что этот пакет должен принадлежать Федерации. Область, в свою очередь, также претендовала на весь пакет или, по крайней мере, на половину его. Суд встал на сторону Федерации, однако оговорил, что Иркутская область имеет право владения, распоряжения и управления 15,5% акций. Этот пункт вызвал некоторое недоумение у юристов и спор, естественно, разгорелся с новой силой.

Попытки Мингосимущества внести в реестр акционеров запись о федеральной принадлежности пакета акций были безуспешными в течение двух месяцев. Арбитражный суд выдал целых три исполнительных листа, но чтобы выполнить его распоряжение, Министерству государственных имущественных отношений пришлось обратиться за разъяснениями в Федеральную комиссию по ценным бумагам. В начале апреля комиссия обозначила свою позицию: пакет остается за Федерацией, но на управление 15,5% акций между Мингосимуществом и областью должен быть заключен договор.

6 апреля с.г. заместитель министра Министерства имущественных отношений Юрий Медведев написал письмо на имя реестродержателя, приложил к нему разъяснение ФКЦБ и попросил исполнить решение арбитражного суда. 10 апреля с этими документами в Иркутск прибыл представитель Мингосимущества, начальник главного правового управления Владимир Тараскин. Руководитель Иркутского фондового агентства Семен Долгих попросил сутки на размышление и, в конце концов, исполнил решение суда. Тараскин получил соответствующую выписку из реестра и, довольный, улетел в Москву. А события продолжали развиваться.

Администрация области была извещена о происшедшем в Иркутском фондовом агентстве сразу же. Пять часов были потрачены на консультации с губернатором Борисом Говориным, который в это время находился в Лондоне на экономическом форуме и изо всех сил развлекал потенциальных инвесторов рассказами о перспективах вложения средств в предприятия области.

Затем в офисе ИФА появились зам главы администрации по управлению имуществом Сергей Гусеевский и представитель СУАЛа некто Корольков. Они начали уговаривать Долгих осуществить перевод в собственность Иркутской области 15,5% акций, доказывая, что именно так надо осуществить решение арбитражного суда. Гендиректор ИФА уперся. Тогда руководитель территориального агентства Федеральной комиссии по ценным бумагам Лариса Забродская дала ему от своего имени новое письменное разъяснение, противоречащее позиции центральной ФКЦБ.

Немного позже, в качестве дополнительного административного резерва, в офисе ИФА появился зам губернатора Сергей Брилка. Он был краток и намекнул упрямцу Долгих на ночь в КПЗ под охраной ОМОНа. В 22.30 гендиректор ИФА, измотанный длительной осадой ретивых областных чиновников, сдался и перевел желанные 15,5% акций «Иркутскэнерго» в собственность области. Через полчаса офис ИФА опустел, а на следующий день Долгих начал передвигаться с охраной.

По этому поводу председатель Законодательного Собрания области Виктор БОРОВСКИЙ заявил: «Произошедшее еще раз подтверждает тот факт, что вертикаль власти в Иркутской области, к сожалению, не получила того желаемого усиления, о котором говорил наш президент. Федеральный центр в регионах по-прежнему слаб, а руководители области – всесильны.

В данном случае все свершилось даже без официальной бумаги областной администрации, просто путем грубого давления, «наезда». Причем такое серьезное дело без согласия губернатора делаться не могло. Или даже без его прямой команды. А мотивы его действий возможно таковы. Иркутская область накануне губернаторских выборов. «Иркутскэнерго» по ряду позиций управления государственной собственностью, принципиально расходится во взглядах с губернатором. Поэтому Б.Говорин ищет поддержки у А.Чубайса, финансово-промышленных групп, чтобы сместить нынешний менеджмент "Иркутскэнерго". Расщепление федерального пакета акций позволяет это сделать без особых проблем. 15% акций у губернатора, 30% у РУСАЛа, 10 - у СУАЛа: вместе они могут провести собрание и принять любые решения.

Поскольку, повторюсь, все это происходит перед выборами, я могу предположить, что акционеры, поддерживающие в этой ситуации губернатора, видимо, заинтересованы в таком развитии событий, т.к. получили какие-то преференции. Самым активным сторонником идеи проведения внеочередного собрания и отстранения менеджмента «Иркутскэнерго» является СУАЛ. Он получил от губернатора дополнительную лицензию на разработку Ковыктинского месторождения. Эта лицензия позволяет СУАЛу войти в состав акционеров «Русиа Петролеум». В качестве ответного подарка Б.Говорин, наверное, и попросил СУАЛ помочь убрать оппозиционный менеджмент «Иркутскэнерго».

Конечно, через полгода суд может признать все их решения нелегитимными, но за полгода, и даже за сутки, новый руководитель способен массу своих проблем разрешить, финансовые потоки увести в Москву… Поэтому «Иркутскэнерго» крайне встревожено и уже сейчас оказывает всю необходимую помощь Мингосимуществу в деле возврата Федерации государственного пакета акций «Иркутскэнерго». Не менее энергетиков встревожены наши депутаты в Государственной Думе. Виталий Борисович Шуба просто возмущен действиями администрации области. Представитель президента при мне звонил Денисову, руководителю областного федеральногоимущества. Не исключаю, что нам придется также выйти напрямую на президента В.Путина…»

Недавно избранный представитель Иркутской области в Совете Федерации Валентин МЕЖЕВИЧ также намерен поднять этот вопрос:

«На первый взгляд, позиция губернатора и его команды в вопросе «Иркутскэнерго» насквозь патриотична. В самом деле, что может быть лучше для области – взять и передать акции в управление местной администрации? На самом же деле патриотичность эта – мнимая, кажущаяся. В данном случае федеральный центр выступает гарантом того, что алюминиевые магнаты, заручившиеся поддержкой Чубайса и Говорина, не станут использовать энергосистему Иркутской области для достижения своих узкокорпоративных целей. Что им нужно? Снизить тарифы на электроэнергию и удешевить тем самым свою продукцию. Естественно, будут подняты тарифы на тепло. В данном случае федеральный центр стоит на страже интересов населения региона, а г-н Говорин идет на поводу у олигархических структур…»

А что же губернатор Иркутской области? Борис Говорин, вернувшись из Лондона, первым делом перенес запланированную пресс-конференцию по итогам «налета» на офис реестродержателя «Иркутскэнерго» на 16 апреля. Судя по всему, губернатор не хочет рисковать и намерен дожидаться ответных действий. И если на стороне Мингосимущества и «Иркутскэнерго» выступит сам президент Путин, тогда Б.Говорин свалит всю вину за инцидент на своих «нерадивых» помощников, а сам как бы останется в стороне. И почти искренне вздохнет: «Ни на минуту их нельзя оставить одних. Обязательно что-нибудь напутают!»

Андрей ЕГОРОВ

Обсудить