Эффективное рыболовство: Back in the USSR

Продолжаем публикацию материалов из серии "Морское рыболовство — прошлое, настоящее, будущее". Как рыба влияет на здоровье и долголетие? Как справляется рыбная отрасль с задачей обеспечения продовольственной безопасности сейчас и сможет ли ее выполнять в будущем? Рыбопромышленные предприятия заказывают мало новых судов, особенно крупнотоннажных, а бесконечно ремонтировать старые невозможно.

Рыболовство в СССР

Простая рыба может стать для нас дорогим лакомством, если власть не предпримет срочных мер.

Потребление рыбы на одного человека в СССР в 19853-1990 годах составляло 18,6 килограмм, в РСФСР — 22,5 кг в год. В Российской Федерации потребление рыбы на душу населения в 2014 году составило 22,3 кг, в 2015 году — 19-21 килограмм в год. При рекомендованной медициной рациональной норме — 18-22 кг.

Хотя в Норвегии потребление рыбы составляет почти 47 килограмм, а в Японии — около 70. С этим в какой-то степени коррелируется средняя продолжительность жизни населения. Высокий уровень потребления рыбы способствует ее увеличению.

Морские животные и растения, находясь в богатой минеральными веществами среде, создают в себе запасы различных минералов, превращают их органические соединения, которые необходимы наземным обитателям для восполнения недостатка в организме тех или иных микроэлементов и лечения различных заболеваний.

Следует отметить узость ассортимента выпускавшейся в Советском Союзе продукции. Основу улова составляли минтай, ставрида, сардина, сардинелла, сельдь-иваси, путассу, мойва, в меньшем количестве — треска, сельдь, скумбрия, килька, дальневосточные лососевые, камбалы. Большую часть продаж составляла мороженая разделанная и неразделанная рыба, значительный объем занимали консервы и пресервы.

Средний вылов за последние годы составил 4,2 — 4,4 млн тонн, из которых на воды России, включая Каспийское, Азовское и Черное моря, приходилось 76 — 77 процентов, на зоны иностранных государств — 16-18 процентов, на открытое море — около 4-5 процентов.

Основной объем добычи рыбы в России обеспечивает Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн, дающий 65-70 процентов общего улова. Причинами низкого освоения сырьевой базы за пределами российской зоны являются недостаток современного крупнотоннажного флота для экспедиционного лова и ситуация, когда промысел вне российской ИЭЗ и континентального шельфа — риск самого предприятия, а не решение важной задачи государственной морской политики.

В ИЭЗ иностранных государств и открытой части работают в основном рыбаки Западного и Северного бассейнов.

Рыбопромысловый флот России

В состав рыбопромыслового флота Российской Федерации в 1991 году входило 3482 судна мощностью 55 КВТ и более, в том числе: 2807 добывающих, 142 обрабатывающих, 463 транспортных рефрижератора. В 2014 году общее количество судов составило 2196 единиц, из них: 1888 добывающих, 20 обрабатывающих, 231 транспортных.

Сокращение произошло по всем группам судов, снижение количества добывающих судов произошло в основном за счет крупнотоннажного флота. Осталось мизерное количество обрабатывающих судов. Не сталось транспортов большой грузоподъемности, вывозивших миллионы тонн продукции из дальних океанических районов промысла.

В Азово-Черноморском бассейне крупнотоннажного и среднетоннажного флота, способного работать за пределами Азовского и Черного морей, вообще не осталось.

На снижении вылова кильки и пресноводных видов рыб Каспийского бассейна повлияли природные и экологические факторы, что привело к тотальному сокращению флота. В отношении осетровых видов следует отметить, что их промышленная добыча в настоящее время запрещена, а ранее производилась без использования флота. Снижение запасов связано с браконьерством.

Средний возраст российских рыбодобывающих судов сейчас составляет около 28 лет. В условиях ограниченных средств отечественные рыбаки предпочитают ремонтировать и модернизировать флот, и значительно реже вкладываются в строительство нового. Такие суда могут работать достаточно эффективно, хотя по производственным возможностям и надежности заведомо проигрывают новым современным судам. Особенно критично — отсутствие новых крупнотоннажных судов для работы в отдаленных районах, где имеются потенциально доступные для российских судов ресурсы.

Показательно, что из 52 судов, построенных в России в 19953-2012 годах, только два судна — среднетоннажные, а 50 — малотоннажные. За последние 10 лет российские рыбодобывающие компании заказали за рубежом всего 11 судов, в том числе одно крупное, шесть средних, четыре малотоннажных. Приходится констатировать, что в настоящее время крупно- и среднетоннажные рыболовные суда в России практически не строятся.

Из 364 судов, заявленных судовладельцами в качестве потребности на постройку 2016-2030 годы (36 процентов — на первые три года, 62 процента — по 2020 год), в рамках проработки вопроса оказания с 2018 года государственной поддержки строящим флот предприятиям, выделением квот вылова: 91 судно — крупнотоннажные, 140 — среднетоннажных и 133 — малых и малотоннажных.

Обновление рыбопромыслового флота

Простая прикидка показывает, что при таких темпах обновления флота к средине 20-х годов, если тенденции не изменятся, произойдет существенное снижение объемов вылова. Наши рыбаки не в полной мере смогут осваивать запасы гидробионтов даже вод своей юрисдикции. Можно сделать вывод, что российские рыбопромышленники в ближайшей перспективе видят свою деятельность прежде всего в использовании сырьевой базы ближних районов промысла. Что, в общем-то, и понятно.

Приведенные цифры свидетельствуют, что меры поддержки квотами и предоставлением субсидий на возмещения процентов по кредитам на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов или части лизинговых платежей недостаточно стимулируют строительство рыбопромыслового флота. А ведь бесконечное продление сроков службы морально и физически устаревающего флота невозможно.

Финансовое состояние многих предприятий ввиду их мелких размеров не позволяет им замахиваться на строительство новых, тем более, крупных судов. Поэтому через 10-15 лет может сложиться ситуация, что проблема распределения квот некоторых промысловых объектов зоны России решится сама собой из-за сокращения количества претендентов на их использование.

Кроме того, есть сомнения, что за то время, которое нам выделено историей, судостроительная отрасль России сможет построить требуемое для рыбной промышленности количество добывающих и другого предназначения судов.

Конечно, на основании только полученных заявок нельзя однозначно судить об умонастроениях и планах предпринимателей, да и ситуация может измениться, но вызывает "смущение" тенденция.

Вместе с тем по экспертной оценке предполагается, что многие малые рыбодобывающие предприятия — владельцы мелких квот из-за старения производственных мощностей и невозможности построить новые суда будут уходить из бизнеса, освобождая в установленном порядке квоты вылова. То есть, квоты будут достаточно естественным образом укрупняться.

В этих условиях от всех ветвей государственной власти требуются решительные действия для своевременного исправления положения по строительству рыбопромыслового флота. Иначе Россия может остаться без значительной части своей рыбы и будет вынуждена втридорога закупать ее за границей.

Cоветник генерального директора

ФГУП "Нацрыбресурс", ветеран отрасли

Автор Вадим Брухис
Вадим Брухис — советник генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс", внештатный корреспондент Правды.Ру
Темы ссср
Обсудить