Цены повышают и производители, и торговцы

Можно ли приструнить торговые сети

Многие российские сельхозпроизводители жалуются на трудности со сбытом своих продуктов, поскольку крупные торговые сети прочно заняли рынок и диктуют свои правила. Действительно ли ретейлеры не хотят сотрудничать с отечественными фермерами? И насколько в нашей стране велика торговая наценка на продукты питания в сравнении с их себестоимостью?

Российские ретейлеры уже не раз уведомляли правительство о росте закупочных цен на продукты именно после ввода ограничения на импорт. Но, как пишет пресса, бывает, что цены растут без всяких уведомлений. Федеральная антимонопольная служба периодически выписывает крупнейшим российским поставщикам в течение положенного по закону месяца предоставить обоснование повышения стоимости своей продукции.

А в минсельхозе заявили, что уже созданы несколько оперативных бригад, которые будут проверять информацию о повышении цен. Увы, основной удар от возможного повышения цен на продовольствие придется на средне- и малообеспеченные слои населения. По данным экономистов, такие группы населения тратят на еду до 43 процентов своих доходов.

Но, как уже писала Pravda.Ru, сколько бы Федеральная антимонопольная служба РФ не искала сговоры и заговоры, рост цен, судя по всему, на какое-то время продолжится. ФАС уже сообщила о начале работы над поправками о компенсации россиянам за ценовой сговор. Сейчас идет повсеместная проверка со стороны ФАС магазинов, бензоколонок на факт повышения цен.

"Накрутка цен — это важно, у нас даже президент лично выезжал в "Пятерочку" по этому вопросу, — рассказал в интервью Pravda.Ru генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН Александр Калинин. — Работа продолжается и сейчас. Но тут не все так однозначно… Есть секторы, где действительно торговые сети диктуют свои права.

Вот у меня недавно был товаропроизводитель, он производит кетчупы. Он говорит: мы разработчики государственного стандарта на кетчупы, и у нас там есть кетчуп категории экстра, то есть супервысокого качества, и цена соответсвующая. Говорит — не берут на реализацию, высокая цена у товара. Говорят, нам это не надо, давайте дешевые кетчупы, вон в пластиковых бутылках давайте, мы тогда будем продавать… Ситуации разные бывают.

Контролировать торговые наценки, конечно, стоит. Вот еще конкретный пример. Захожу в аптеку, аптека высокого качества, проверенное все, 90 рублей баночка гранатового сока из Азербайджана. Купил, иду счастливый. Захожу напротив в "Пятерочку" — стоит этот же сок 50 рублей, вот это непонятно, конечно… У нас нет государственного комитета по ценам в Российской Федерации, то есть государство не регулирует цены!

Хотя государство пытается это делать, хотя бы с помощью делового сообщества. Собираются на совещание производители, союзы мясной, молочной и так далее промышленности, подписывают меморандумы… Но представителей потребителей на таких совещаниях не бывает… С точки зрения рыночной экономики, это благие намерения и не более того. Таким образом, цены не регулируются. Вот и все.

Хотя меры воздействия на крупные торговые сети и на ретейлеров в этом вопросе, конечно, есть. Просто этим надо заниматься. Например, у нас запрещены внезапные проверки. Но как может, скажем, "Роспотребнадзор" осуществить внезапную проверку, если внезапные проверки запрещены? Только по какому-то ЧП, кто-то отравился или еще что-то — только тогда "Роспотребнадзор" выезжает без согласования с прокуратурой. А так надо согласовать с прокуратурой, за несколько месяцев предупредить о том, что "Роспотребнадзор" придет с проверкой. Ну что за маразм?".

Хотя государственное регулирование торговой деятельности в целом никто не отменял, говорит эксперт. Здесь много инструментов, они все прописаны, просто надо этими инструментами пользоваться, считает Александр Калинин.

"Мое личное мнение — вообще торговля использует то, что ей наиболее удобно, — говорит помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко. — Например, яблоки, которые приходят из-за границы, — уже отсортированные, одного размера, вида и так далее, а вот с нашей продукцией больше хлопот. У нас пока не создана внутренняя инфраструктура распределения нашей отечественной продукции. Но я надеюсь, что уже в 2015 году это будет решаться, ведь это очень важный вопрос. Вообще у государства могут быть рычаги воздействия на торговлю, но это все должно быть абсолютно законным, то есть необходимо совершенствовать правовое поле!"

Категорически иное мнение высказала в беседе с корреспондентом Pravda.Ru заместитель директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана Авдашева: "Я не совсем согласна ни с этим посылом, ни с формулировкой вопроса про крупные торговые сети… Если начнется контроль торговых наценок, то мы возвращаемся в ту жизнь, в которой многие, к счастью, уже не жили. В мир дефицита и отсутствия бизнеса как такового".

"Торговая наценка всегда определяется, исходя из спроса и эластичности спроса, исходя из цен на аналогичные товары в рознице у конкурентов, — считает эксперт по вопросам потребительского рынка московского отделения организации предпринимателей "Опора России" Сергей Ребров. — Просто составляется товарная матрица. Если вы считаете эту цену товару неадекватной, значит, не покупайте этот товар. Как вы боретесь, например, с куском ткани, который продается за 50 тысяч рублей? Не покупаете. Не стоит забывать про Советский Союз… Можно, конечно, с этим бороться силой, как тогда. Но только не будет товаров, вот и все. Ни производителей, ни торговли, ни товаров — ничего не будет. Будут талоны на мыло…"

"Порядок образования цен у нас же рыночный - и как производитель продукции, так и торговец в плане сам самостоятельно выбирать ту необходимую наценку, в которую он закладывает все свои расходы, — рассказал Pravda.Ru координатор по розничной торговле Всероссийского движения "За честный рынок" Роман Жигульский. — Поэтому здесь я не берусь утверждать, что наценка производителя меньше, чем у торговца. Разные производители, разные торговцы… Здесь не так все однозначно. Я вообще, честно говоря, противник всяческих мер воздействия на кого бы то ни было, в том числе и на торговые сети. Хотя частенько представители торговых сетей грешат этим. Но я за либеральный рынок. И мое отношение к каким-то воздействиям сугубо негативное".

А есть ли вообще в природе механизмы борьбы с ростом цен? Об этом в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал член рабочей группы "Честная и эффективная экономика" ОНФ Микаэл Нанушьян: "Механизм ограничения цен существует. Есть перечень товаров, рост цен на которые свыше 30 процентов в короткий промежуток времени, не допустим. Это позволяет правительству вводить ограничения верхнего уровня цен на эти товары.

Вполне можно законодательно предусмотреть, что потребитель, купив продукты в магазине по завышенной цене, будет иметь право получить компенсацию разницы, которая была необоснованно завышена. Конечно, надо будет сохранить чеки, соблюдать определенную технологию для того, чтобы можно было потом обратиться в Роспотребнадзор, эти функции будут возложены на него. Сейчас также можно обращаться туда или напрямую выйти на антимонопольную службу".

Ну и в заключение: НИУ ВШЭ опубликовало накануне мониторинг состояния дел в розничной торговле в IV квартале 2014 года, который показывает: более половины ретейлеров уже повысили цену на свой товар. Особенное внимание сконцентрировано на продовольственном сегменте, где в IV квартале более 60 процентов предпринимателей фиксировали увеличение цены реализации, а более половины собираются их наращивать в первые месяцы 2015 года. То есть, по-видимому, пора включаться борьбу с ценовым беспределом и государству, в руках которого есть все рычаги влияния на ситуацию…

Читайте также: 

Ольга Баранникова: Цены на продукты скачут из-за импортных компонентов, а не по злой воле продавцов

Сергей Ребров: Если бороться с ростом цен, то останутся только талоны на мыло

Цены на продукты растут без причин

Мария Иванова: Слухи о росте цен в 1,5 раза - эмоции продавцов

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе