Сколько теряет бюджет на борьбе за оздоровление нации: борьбе с курением и употреблением алкоголя

Алкоголь и табак вредны для… экономики

Первого января традиционно растут акцизы на алкоголь и табак. Прошлый год и вовсе начался с ввода драконовского табачного закона. Но теперь чиновники задумались об ослаблении борьбы с вредными привычками, например, о разрешении на торговлю пивом и сигаретами в ларьках, что сократит убытки малого бизнеса. Много ли теряет бюджет на оздоровлении нации?

Вспоминаются "брежневские" подорожания спиртного, когда в самом начале 80-х (еще до перестройки) водка резко подскочила в цене очень сильно. Народ отреагировал: "Водка стала уж по восемь, все равно мы пить не бросим! Передайте Ильичу — нам и десять по плечу!" А у сельских жителей Страны Советов стало считаться дурным тоном не иметь где-нибудь в сарае или в баньке самогонного аппарата.

Горбачевская алкогольная засуха в числе прочего, как говорят многие "узкие" специалисты, помогла "углУбить" разрушение экономики СССР. Народ отреагировал циклом анекдотов про Михаила Сергеевича и воистину всесоюзной акцией "голосую "за!". Это в том смысле, что "гнать" сивуху стали неимоверно много и из чего угодно, а в квартирах даже очень интеллигентных граждан появились банки с натянутыми на них резиновыми хозяйственными перчатками. Как только заквашенная в банках бражка "созревала", "рука" в перчатке вытягивалась вверх: "За!". Не ждет ли нас очередной цикл анекдотов про "это дело"? Вообще вопросов к экспертам было превеликое множество.

Вот один из важнейших, на мой трезвеннический, но, увы, "прокуренный" взгляд: сократилось ли в результате этих мер потребление в России алкоголя и табака? Об этом весьма подробно рассказал в интервью Pravda. Ru глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

"От алкоголя население откажется в самую последнюю минуту, оно скорее не станет покупать мясо, хлеб, молоко, но найдет деньги на спиртные напитки, поскольку алкоголь является общепризнанным антидепрессантом, и никуда от этого не денешься. В кризисный период особенно растет потребление крепкого продукта, зато падает потребление вина, пива, слабоалкогольных напитков. Правда, для России алкоголь — достаточно дорогое удовольствие. Бутылка водки дороже в 4-5 раз, чем в Германии, Франции, Италии, США. В этих странах везде основополагающий принцип — доступность легального алкоголя для всех слоев населения, поскольку только он может обезопасить потребителя", — отметил Вадим Дробиз.

Эксперт подчеркнул, что в России 65 процентов объемов выпиваемого крепкого алкоголя — нелегальная суррогатная продукция. И при этом он пояснил, почему такой большой процент: "Сегодня бутылка легальной водки стоит 250-260 рублей. Но при этом минимальная зарплата в России — 5,500 — 8 тысяч рублей. 8 тысяч на 250 — 32 бутылки легальной водки. Пособие по безработице в Европе от 700 до 900 евро, на эти деньги можно купить в Германии 200 бутылок самой дешевой водки. Чувствуете разницу? Вот и причина того, что у нас гигантская доля рынка — нелегальная продукция. В России нет ни одной предпосылки для снижения потребления алкоголя в принципе".

При этом эксперт в беседе с корреспондентом Pravda. Ru отметил, что в России рынок крепкого алкоголя состоит из трех сообщающихся сосудов: легальная продукция, нелегальная продукция промышленного производства, то есть хорошая водка, но с украденным акцизом, и суррогатная продукция - водка по 100 рублей, аптечные настойки, самогон.

Корреспондент Pravda. Ru также уточнил у эксперта, а сколько зарабатывает государство на вредных привычках населения, много ли доходов идет в бюджет?

"Государство зарабатывает чаще всего на акцизе и НДС. На бутылку крепкого алкоголя акциз составляет 100 рублей, НДС с бутылки от производителя 25 рублей. 125 рублей государству пойдет в карман. С 2010 года государство проводило очень мощную фискальную политику на рынке пива и крепкого алкоголя. В результате если в 2009 году государство собрало 110 миллиардов рублей на акцизах, то в этом году будет собрано 350 миллиардов. Государство решает только одну задачу — для вида оно якобы борется с алкоголизацией, но при этом, понимая, что это непобедимое зло, зарабатывает на этом деньги. Акцизы увеличились, но при этом пострадал легальный рынок", — подметил Вадим Дробиз.

Также корреспондент попросил эксперта прокомментировать следующее нововведение — с 1 января 2015 года допускается оборот алкогольной продукции, маркированной только марками "нового образца". Для чего это делается и что об этом думают предприниматели?

"Проводятся разные мероприятия, создаются какие-то контрольные системы. У нас есть система "Эгоист" — на каждой бутылке наклеена идентификационная марка, и можно войти в автоматизированную систему учета и узнать производителя или торговую марку. Эти марки регулярно меняют, раз в несколько лет, потому что, как правило, каждая марка следующего поколения имеет больше степеней защиты. Примерно через месяц начинается подделка этих акцизных марок, и нелегальный рынок опять на высоте", — заключил Вадим Дробиз.

А что с табаком? Автору этих строк задавать именно этот вопрос специалисту было особенно интересно. Увы, с пагубной привычкой борюсь, как Марк Твен — "…бросить курить очень легко, я бросал раз сто" (цитата не дословная). И курить всерьез начал, как ни странно, на подводной лодке уже давно. Представьте: после месяца под водой выйти на мостик на всплытии и подымить — райское наслаждение. И никакие бирки на пачках типа "Курение убивает" не действуют, никакие иглоукалывания, таблетки и пластыри, и даже жуткая дороговизна сигарет. Увы…

"Государство не зарабатывает на этом абсолютно, это же налог, но никто и не ставит цели больше получить от продажи этих товаров, — так объяснил ситуацию исполнительный директор Ассоциации "Совет по вопросам развития табачной промышленности" Эдуард Воронцов. — Вы видели упаковку табачных изделий, что там больше бросается в глаза? Там написано — "Курение убивает". Все делается для того, чтобы человек бросал курить. И о том, чтобы пиво и табак вернуть в киоски, конкретного постановления правительства еще нет, и пока предмета для споров тут нет".

Закрываются киоски с сигаретами — и какая ситуация у курильщиков? Раньше он купил пачку, спокойно выкурил, еще сходил. Сейчас он знает, что число мест, где он может купить товар, который он все равно потребляет, сократили. Соответственно, что он вынужден делать? Покупать блок "про запас", говорит эксперт. На работе блок положил, дома блок положил, в машине положил, у тещи, у знакомых, застолбил сигаретными блоками все "свои" заветные места. И что вы думаете, после этого он меньше стал курить?

"Позвоните в минздрав, спросите, для чего они это сделали — чтобы больше курили? — вопрошает Эдуард Воронцов. — Представьте: вы курильщик, вы знаете, что вы будете курить. И вы, может быть, попали в ситуацию, когда один киоск закрыт, второй закрыт, третий — вы чертыхнулись, но курить-то все равно не бросили… Где специальные медицинские программы для того, чтобы помочь бросить курить? Где помощь курильщику?

Минздрав ничего не предлагает. Я, даже находясь в этой теме, ничего не вижу, ни одного шажка от минздрава, кроме того, чтобы что-то загнобить, запретить. Но мы же с вами знаем, что ребенку запрещают, значит, это самое сладкое, что можно придумать. Человек, возможно, будет больше хотеть именно от "запретительных" инициатив".

Если говорить о проблеме, которая стоит на рынке сейчас, мы сейчас с ужасной проблемой сталкиваемся, она развивается и растет, как снежный ком — открытые границы с Белоруссией и Казахстаном, говорит эксперт. Можно, по сути, перевозить любое количество товара. А поскольку у Белоруссии и Казахстана значительно ниже цена на табачные изделия… Вывод ясен. И если цена на табак у нас в России еще более возрастет — кому будет лучше и прибыльнее? То-то.

"У нас было такое исследование, — открывает секреты табачного рынка Эдуард Воронцов. — Нашли добровольца, который исследовал, извините, содержимое мусорных урн, кто какую сигаретную пачку выбросил. Так вот, в соседних с Беларусью и Казахстаном областях — до 30 процентов табачных изделий уже не российского происхождения!"

В общем, минздрав говорит, что количество курильщиков у нас резко сокращается, ориентируясь на наше сигаретное производство. В России сокращается производство отечественных, именно российских табачных изделий, и вряд ли повышение цены на табак поможет курильщикам с бросанием или государству с бюджетом - таков грустный вывод по "дымному" спектру табачно-алкогольной проблемы…

Читайте также:

Вадим Дробиз: В России алкоголь — самый дорогой антидепрессант

Эдуард Воронцов: Меры минздрава ведут только к росту числа курильщиков

Сергей Селиванкин: Вернуть пиво в ларьки хотят те, кто хочет заработать

Алексей Зеленцов: В Москве почти не подделывают алкоголь

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить