Мертвая петля российского авиапрома

Глава правительства Дмитрий Медведев дал понять, что на продовольственной независимости от Евросоюза и США власти РФ могут не остановиться. На патриотической ноте премьер спрогнозировал отказ от импорта в автомобильной, авиационной и судостроительной отраслях. Но если проблема с авто и судами решаема, то с самолетами, прямо скажем, ситуация иная…

Громкое прекращение деятельности авиакомпании "Добролет", детища "Афэрофлота", в результате разрыва договора о лизинге пассажирских лайнеров напомнило россиянам, насколько наша авиационная отрасль зависима от поставок из-за рубежа. Российские авиаторы и инженеры давно плачут о том, что от отрасли, которая некогда бурно развивалась и выводила СССР в тройку лидеров по производству и поставкам самолетов во всем мире, не осталось ничего. Гордость за авиапром, как и за все другие промышленные сегменты отечественной экономики, сравняли с землей 1990-е годы. Сегодня авиапарк российских перевозчиков состоит на 80 процентов из судов иностранного производства, а, к примеру, в 1994 году этот процент был равен двум.

При этом правительство уже не раз продумывало меры для того, чтобы простимулировать аренду самолетов отечественного производства российскими авиакомпаниями, но тот же крупнейший перевозчик в нашей стране "Аэрофлот" с завидной регулярностью продолжает брать в лизинг продукты компаний Boeing и Airbus. Нет, конечно, авиапарк российских авиакомпаний, в особенности региональных, может похвастаться и "Илами", и "Тушками", и Superjet. И еще в октябре 2013 года представитель "Аэрофлота" уверял журналистов, что российские лизинговые компании стали конкурентоспособны и "все чаще условия, предлагаемые российскими структурами, оказываются выгоднее". Но факт в том, что аэрофлотовский "Добролет" перестал возить российских граждан в Крым именно из-за разрыва договоренности с иностранными поставщиками самолетов в лизинг. То есть получается, что отечественные лизинговые компании и воздушные суда хороши только на словах, а на деле лучше брать лайнеры из-за бугра? Что-то тут не сходится…

"Надо, к сожалению, признать, что у нас даже Sukhoi Superjet не является полностью продукцией отечественного авиапрома. Но под разговоры о создании Superjet были свернуты какие-то программы и "Илов", и "Тушек" — то, что представляло отечественный авиапром. Сейчас мы находимся в такой сложной, патовой ситуации. Выхода на данный момент, замещений отечественными самолетами, я не вижу, потому что я не вижу в данный момент достаточного количества отечественных самолетов", — поделился своим мнением с Pravda.Ru депутат Государственной думы РФ от КПРФ, член комитета по транспорту Андрей Андреев.

То есть, по сути, самолеты отечественного производства есть, но их очень ограниченное количество, и много, простите, настоящего хлама, которому уже за 20 лет. Впрочем, и иностранные воздушные суда, которые сдаются в лизинг российским авиакомпаниям, молодостью не отличаются. В мире на таких самолетах никто не летает, тем более, не перевозит пассажиров. Очень много об устаревшем авиапарке писалось и говорилось в российских СМИ чуть меньше года назад, после авиакатастрофы в Казани. Тогда из-за крушения судна Boeing 737, принадлежавшего компании "Татарстан", погибли все, кто находился на борту, все полсотни человек. Позже выяснилось, что тому пассажирскому лайнеру было 23 года. Для сравнения, в Турции пассажирские самолеты эксплуатируются в среднем до 6,4 года, в Арабских Эмиратах — аналогично, в Японии — до 9,7 года, в Финляндии — до десяти и т. д. В США самый долгий срок службы самолетов — 17 лет. И понятно, в какую страну эти суда отправляются после…

Вся ситуация указывает на то, что России пора возрождать собственный авиапром. Как это сделать, узнаем у экспертов.

"Эти решения нужно было принимать раньше. Это целый комплекс, не только технологии, но и образовательный комплекс. Может, завтра у вас появятся станки, но кто на них будет работать? Мы уже сталкивались несколько лет назад на предприятиях оборонного комплекса, когда заказы пошли, а рабочих нет. В том же Северодвинске, а я избран и от республики Коми, и от Архангельской области, просто были вынуждены идти по квартирам собирать стариков завода, — рассказал Андрей Андреев. — Это целый комплекс проблем, которые решаются либо в комплексе, либо они не решаемы. Нельзя сказать, что ты эту проблему решил и будет тебе чудо. Нет такого. А рынок авиапроизводства очень специфичен, и не каждая держава может себе позволить быть и авиационной, и космической державой. Можно перечесть страны, которые производят самолеты, я имею в виду производство гражданской авиации".

"В свое время мы летали на своих самолетах, и авиационная промышленность у нас в общем сильная, но иностранная чуть получше, чуть подешевле, — заметил в беседе с корреспондентом Pravda.Ru заведующий сектором политической экономии Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН Михаил Воейков. — Хотя надежность их и ненамного выше, а может быть, даже и ниже наших самолетов. Какое-то время будет трудно. Это, конечно, где-то год-полтора, а может быть, и два. Авиационная промышленность с помощью правительства и специального финансирования может стать на мировой уровень, как было в Советском Союзе. С авиацией у нас нет проблем. У нас большие проблемы со станкостроением, приборостроением. Вот там проблемы".

По словам эксперта, в России существуют и научно-исследовательские институты, типа ЦАГИ, где появляются новые разработки, однако они не внедряются по причине недостаточного финансирования. Так что без денежного вливания (разумеется, значительного) об оживлении отрасли, конечно, не может быть и речи. А это значит, что в случае действительно больших проблем с международными корпорациями, типа Boeing или Airbus, власти снова могут попробовать пойти по короткому пути и закупать самолеты еще где-то, но где?

"Я думаю, что большого количества стран нет. Потому что там, где производятся самолеты, скажем, в Китае, это калька с западных самолетов. Где это имеет рациональное зерно, это можно делать. Но, в принципе, закупка самолетов в третьих странах не решит проблемы, там практически их нет", — считает Михаил Воейков.

Читайте также:

Пришло время побряцать оружием?

Авиасалон "Фарнборо" сам себя высек

Ульяновский авиапром — основа российских достижений

Старый Boeing лучше российских двух?

Как разрушается российский авиапром

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *