Большой ли бумеранг летит на Запад?

Санкции против России, инициированные США, уже сказались на западных компаниях, в первую очередь европейских. Включая автопроизводителей, ретейлеров и нефтяников. Насколько серьезно могут санкции против России повлиять на экономику Евросоюза? Есть ли у стран Европы, в первую очередь Германии, возможность спастись от бумеранга, не ослабляя санкций?

Как пишет The Financial Times, кризис на Украине и связанные с ним санкции, введенные против России, уже негативно сказываются на европейском бизнесе. Западные компании несут убытки. Так, по информации издания, акции Adidas, второго по величине производителя спортивной одежды в мире, упали на 15 процентов после того, как эта немецкая компания предупредила, что риски снижения потребительских расходов в России ускорят закрытие магазинов в стране.

Французский нефтяной гигант Total сообщил о приостановке проекта по увеличению доли в российской газовой компании НОВАТЭК (сейчас она составляет 18 процентов). Нидерландско-британская нефтяная компания Royal Dutch Shell приостановила свою деятельность на востоке Украины из-за столкновений между ополченцами и правительственными войсками.

А крупнейший европейский автоконцерн Volkswagen отчитался о падении продаж на восемь процентов в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Союз немецких машиностроителей VDMA понизил свой прогноз роста отрасли, так как российская ситуация сказывается на двусторонних торговых отношениях и негативно влияет на рыночный спрос. Австрийский банк Erste Group, третий по величине кредитор в развивающихся странах Европы, предостерег, что потрясения могут повлиять на работу очень многих банков в Восточной Европе.

Читайте также: Санкции возродят русское село 

Эффект бумеранга от санкций уже почувствовали на себе, между прочим, и американские компании. Так, Visa понизила свой прогноз по выручке в четвертом квартале. Энергетическая ExxonMobil, ведущая строительство крупного экспортного терминала сжиженного газа на острове Сахалин, сообщила, что тоже опасается последствий санкций. Впрочем такие факты, изложенные в западной прессе, можно уже перечислять достаточно долго.

Кое-кто из российских экспертов уже высказал мнение, что санкциям можно только радоваться: мол, черт с ними, Россия теперь будет полагаться только на собственные силы и в конце стремительно "догонит и перегонит" тлетворный Запад. Кроме того, бумеранг санкций может так ударить по тем, кто их затеял, что дурно станет… Однако не все так просто — экономика все-таки не арифметика, а высшая математика, если можно так выразиться.

"Я о своей стране беспокоюсь, а на сколько санкции будет влиять на экономику ЕС, лично меня довольно мало интересует, — рассказал в интервью Pravda.Ru председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. — Плюс ко всему, ЕС и США производят вместе половину мирового внутреннего валового продукта, а мы производим лишь два процента. Поэтому, даже если они будут зеркально терять, как и мы, по 75, по 100 миллиардов долларов в год в результате этих санкций, то для них это крохи, а для нас очень существенная вещь. Они знают, что будут нести потери. Эти потери ими оцениваются на будущий год в районе 75 миллиардов — неприятно, но не так больно, как для нас.

Кроме того, Россия не единственный их рынок. Те 30-32 миллиардов потерь, которые понесет, например, немецкая экономика и немецкий бизнес, они будут пытаться компенсировать увеличением поставок в Индонезию, Филиппины, другие азиатские страны, в Латинскую Америку и Африку. Поэтому потери у них будут, но не такие болезненные, как для нашей экономики".

Читайте также: Санкции ударят по зарплатам россиян?

"Санкции менее серьезны для европейских производителей, чем для наших, российских, — считает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, директор АНО "Институт реформирования общественных финансов" Владимир Климанов, с которым побеседовал на эту тему корреспондент Pravda.Ru. — С другой стороны, европейские производители более завязаны на экономику нашей страны, чем, например, американские, японские или какие-то еще.

И в этой связи, без сомнения, санкции на них как-то отразятся. Но, тем не менее, процент или доля пострадавших от этих санкций все-таки относительно невелика. Наверное, можно сделать и какие-то количественные подсчеты, но они в любом случае будут говорить о каком-то единичном проценте тех, кто реально от этого пострадает в Европе — какой-то массовый слой, который действительно смог бы сформировать действительно отрицательное мнение по отношению к введению этих санкций.

Мне кажется, что все-таки европейские производители или европейские потребители больше завязаны на поставки из России, чем на экспорт в Россию тех или иных каких-то товаров. Они скорее могут сделать замещение каких-то российских потребителей, скажем, стран третьего мира, поскольку наращивать до бесконечности свои мощности они, наверное, тоже не могут. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что нужно им делать какую-то защиту от санкций со стороны ограничения взаимодействия с Россией, поскольку просто они будут переориентироваться на более сложные рынки стран третьего мира. И большая часть, наверное, все-таки это сделает, и для них этот удар будет не таким ощутимым, как можно себе представить".

Читайте также: Россия поборет санкции приемами самбо

В общем, вывод напрашивается такой: не стоит преждевременно радоваться тому, что в направлении Запада летит могучий санкционный бумеранг — не такой уж он и убийственный, этот бумеранг. Хотя на то, что российская экономика все равно станет более самостоятельной и менее зависимой от того же Запада, надеяться, конечно, можно. Даже несмотря на трудности, которые нас, наверное, все-таки ждут.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе