Фарнборо: нам не снилось небо Лондона

Авиасалон "Фарнборо" сам себя высек

Ситуация с отказом в визах для некоторых членов российской делегации, которая отправлялась на международный авиасалон "Фарнборо" в Великобритании, озадачила не только россиян, но и представителей других стран, намечавших заключить контракты с Россией. Удар пришелся и по авиапрому Украины, из-за которой, собственно, и разгорелся санкционный сыр-бор.

При разборе полетов вокруг ситуации на авиасалоне в "Фарнборо" почему-то чаще всего приходит на ум сюжет классика о том, как некая унтер-офицерская вдова сама себя высекла...

Посетить один из крупнейших в мире авиасалонов, на котором заключаются контракты на десятки миллиардов долларов, собирались представители минпромторга РФ, Роскосмоса, Росавиации, Ростехнологий, Рособоронэкспорта, "МиГ", "Сухого" и многих других компаний. Однако значительная часть представителей российской делегации не смогла выехать в Лондон для участия в салоне из-за отсутствия приглашений и отказа в выдаче виз.

Напомним, "Фарнборо" - один из крупнейших мировых аэрокосмических салонов, проходит раз в два года. В рамках выставки ведущие производители авиационной и космической техники представляют свои последние достижения в гражданской и военной сфере, заключают крупнейшие контракты на поставку самолетов и вертолетов. В 2012 году на авиасалоне было заключено контрактов и соглашений на поставку более 750 единиц авиатехники на общую сумму около 72 миллиардов долларов.

Большое ли влияние оказывало на заключение контрактов российских компаний участие в Фарнборо? И много ли потеряют отечественные оборонные предприятия, или со сбытом у нас проблем в любом случае не будет? Прежде, чем отвечать на эти непростые вопросы, полистаем свежую прессу.

Читайте также: Санкции: шантаж, саботаж или катализатор?

Визы в Фарнборо, судя по прессе, не могут получить, прежде всего, руководители делегаций от предприятий, структур, занимающихся экспортом боевой авиатехники, которые, как планировалось, должны были провести важные переговоры в рамках авиасалона. "Проблемы с выдачей британских виз большей части российской делегации, намеревавшейся участвовать в авиасалоне "Фарнборо-2014" - признак слабости и нездоровой конкуренции, который может негативно сказаться на имидже страны-организатора", - такое заявление сделал для прессы начальник департамента экспорта специмущества и услуг ВВС "Рособоронэкспорта" Сергей Корнев.

Он напомнил, что Россия вообще-то занимает второе после США место в мировом глобальном оружейном экспорте. "Так что отсутствие виз у ряда членов российской делегации для посещения всего лишь одной выставки не способно негативно повлиять на глобальный процесс военно-технического сотрудничества России, а вот на имидже страны-организатора это может негативно сказаться", - приводит РБК слова представителя нашего "Рособоронэкспорта".

При этом представитель Рособоронэкспорта подчеркнул, что в целом скандал с "Фарнборо" не повлияет на военно-техническое сотрудничество России, так как наша страна занимает второе после США место в мировом глобальном оружейном экспорте. А вот у Лондона, по мнению Корнева, есть основания беспокоиться за свою репутацию... Кроме того, британцы запретили выполнять показательные полеты российским самолетам, которые уже доставлены на выставку заранее, и внесли Россию в список стран, которым запрещено продавать британскую авиационную технику и оборудование.

Надо сказать, ситуация с визами для россиян в этом году беспрецедентна даже для Британии, вообще издавна известной своим неповоротливым сервисом в этом вопросе. Бюрократия там рулит от души! Надо сказать, что, например, пилотажная группа "Русские витязи" пропустила "Фарнборо" и в 2012 году - и тоже из-за проблем с документами.

В нашей авиастроительной отрасли заявили тогда, что Россия может объявить бойкот следующему международному авиасалону "Фарнборо" в 2014 году. Объявлять мы ничего не объявили, но по факту - сейчас как бы "вынужденно" бойкотировали... Не будет этой нашей легендарной пилотажной группы и на этом салоне, как не будет здесь и другой нашей не менее известной - "Стрижи".  

Стоит напомнить, Москва направила в МИД Великобритании по этому поводу срочную ноту, после чего британские власти открыто признали, что намеренно сорвали участие в салоне российской делегации из-за событий на Украине. Но ведь именно Украина поставляет некоторую часть авиационных комплектующих российским компаниям! И если россияне не заключат в Фарнборо какие-то контракты, то ведь и украинцам придется остаться не солоно хлебавши!

Читайте также: США срывают договоры украинских заводов с РФ

"Стоит отметить, что "Фарнборо" является одним из крупных европейских авиасалонов, соответственно, это серьезно усилит позиции, прежде всего, европейских конкурентов российских авиапроизводителей, - рассказал в интервью Pravda.Ru президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. -  Если бы то же самое произошло на салоне в Ле Бурже, то можно было бы считать, что кто-то лоббирует интересы например, производителей. Но французы такого себе еще не позволяли..."

К таким мероприятиям готовятся крупные подписания контрактов, которые заключаются на такого рода форумах. И понятно, что без участия российской делегации рассчитывать на подписание всех намеченных контрактов кому-то будет очень сложно. Тем более, что ситуация непростая, говорит Дмитрий Абзалов. Страны начинают на фоне сложной экономической ситуации сокращать бюджеты, компании тоже стараются экономить, поэтому темп обновления летного парка нет так "ударен", как хотелось бы всем.

Вполне возможно, что это попытка выбить серьезных конкурентов с рынка, конкретно - Россию. Тем более, что Москва совместно с Индией ведет разработку перспективного самолета пятого поколения. Кроме того, на фоне сложной экономической ситуации ставки делаются на более дешевую технику, а как раз Россия в этом плане достаточно перспективна. Фактически, речь может идти о том, что будут пытаться выбить с европейского, международного рынков российские авиакомпании на боевом сегменте. Это будет достаточно сложно. Скорее всего, это приведет к усилению Ле Бурже и увеличению его представительности.

А с другой стороны, это контракты все равно будут заключены, но просто в других местах, например, в Ле Бурже, или, что более возможно, на российском летнем авиасалоне "Макс". "Вообще, если разобраться не только в экономических, но и политических причинах событий вокруг "Фарнборо", то давайте признаемся, что Великобритания - один и самых последовательных сторонников жесткой линии в отношении Москвы, которую не все разделяют, включая представителей Германии, Франции, Италии, Голландии. Поэтому такие маневры могут привести даже к некой изоляции Великобритании!" - добавил Дмитрий Абзалов.

Читайте также: Америка нам санкции, мы ей инвестиции

В общем, не исключено, что производители авиатехники во избежание вышеописанных "недоразумений" с визами (или еще с чем, неожиданно "всплывшим"), просто будут делать несколько большую ставку именно на подписание подобных больших и серьезных контрактов на других авиасалонах. В результате повысится статус того же российского авиасалона "Макс".

"Я, мягко говоря, глубоко сомневаюсь, что неучастие в салоне в Англии очень болезненно скажется на доходах российских оборонных структур... Но, конечно, российским авиапроизводителям придется активнее участвовать в других салонах с целью компенсировать те возможности, которые были потеряны на "Фарнборо"!", - подытожил свой комментарий Дмитрий Абзалов. Ну что ж, так тому и быть...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить