Овощебазы не закрыли после убийства Щербакова

Овощебазы: когда прогресс сменит криминал?

Прошло полгода после беспорядков в московском Бирюлеве, вспыхнувших на фоне убийства работником овощебазы Егора Щербакова. Это событие вызвало социальные волнения и подняло вопрос о высокой криминогенности оптовых рынков страны. Столичные власти обещали заменить овощебазы современными логистическими центрами. Что было сделано, узнала Pravda.Ru.

После задержания работника овощебазы "Покровская" азербайджанца Орхана Зейналова, совершившего убийство в ночь на 10 октября 2013 года, жители Бирюлево Западное вышли на улицы с требованием закрыть рынок, который долгое время являлся рассадником преступности и нелегальной миграции. Постановлением Пресненского суда города Москвы овощебаза "Покровская" была закрыта на три месяца, но в январе 2014-го власти отказали собственникам овощебазы в возобновлении ее работы по истечении срока. При этом Игорь Исаев, собственник оператора овощебазы "Покровская" — ЗАО "Новые Черемушки", с марта находится в международном розыске в связи с уголовным делом об организации незаконной миграции.

Что до реакции московских властей, то на фоне октябрьских событий градоначальник Сергей Собянин заявил, что все столичные овощебазы пройдут доскональную проверку и в случае выявления многочисленных нарушений будут закрыты. А на месте развалов появятся цивилизованные логистические центры, откуда овощи и фрукты будут распределяться по торговым точкам города, пообещал мэр.

Читайте также: "Почта России" переводит стрелки на гонцов

Спустя шесть месяцев с момента беспорядков в Бирюлево Pravda.Ru решила узнать, исчезли ли в столице оптовые продуктовые рынки?

"Давайте начнем с того, что там высокая криминогенность в некоторых случаях надумана, — заявил руководитель департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк. - Есть очень хорошие цивилизованные рынки, которые пользуются спросом. Что касается овощных баз, которые остались с советского периода, понятно, что под ними использование земли недостаточно эффективное, потому что иметь одноэтажные склады, пусть даже с железнодорожными путями, наверное, в центре города не совсем разумно. А мы как раз идем по концепции создания таких объектов, как "Ранжис" либо "Меркаса" в Европе, где, условно говоря, в десятикилометровой зоне от города есть большие оптологистические предприятия, куда оптовики и приходят. Во-первых, грузовой транспорт не идет в центр Москвы и, с другой стороны, он находится в доступности, и малые сетевые магазины, либо рестораны, отели могут приехать и закупить свежую продукцию".

По словам чиновника, уничтожить овощебазы или переделать их в логистические центры московские власти не имеют полномочий, поскольку у этих территорий есть собственники, которые сами вправе принять решение о дальнейшей судьбе оптовых рынков. Единственное, что могут сделать московские чиновники —  развивать параллельно существующим еще с периода СССР плодово-овощным базам цивилизованные логистические центры или агрокластеры, которые должны появиться в Москве уже в 2015 году.

Так, вышеназванные "Ранжис" и "Меркаса" представляют собой крупные рынки свежих продуктов во Франции и Испании соответственно. Эти рынки считаются образцово-показательными, продукты свежие, наделены всеми необходимыми сертификатами. О "Ранжис" и вовсе пишут, что этот рынок считается "образцом продовольственной гигиены". Этот крупнейший оптовый продуктовый рынок во всей Европе находится под Парижем, то есть за чертой города, где и должны находится продовольственные рынки для оптовых покупателей.

Впрочем, так было и в Москве на момент открытия большинства овощебаз. Беда в том, что город стал расти, а рынки остались на прежнем месте. Тот же район Бирюлево до 60-х годов прошлого века был деревней за границей столицы. Теперь же продуктовый рынок окружен спальными районами растущего города, что значительно осложняет жизнь местных жителей. А "Покровская" плодоовощная база к тому же считалась крупнейшим оптовым рынком свежих продуктов в Москве. Всего же только в пределах МКАД еще пару лет назад, по некоторым данным, находилось порядка 10 оптовых овощебаз.

Читайте также: "Яблоко" дороже сочного гамбургера

"Многие базы уже не работают по своему основному профилю, там просто некие склады и не всегда с продовольствием. Там и мебельные склады, и склады электроники — все, что угодно. Ряд предприятий работает для московских магазинов, продавая оптом и овощную, и плодоовощную продукцию, — рассказал Алексей Немерюк, подчеркнув, однако, что только собственники этих земельных участков могут решать, какой бизнес им выгоднее. — Пока выгоден бизнес, условно говоря, этих овощебаз, они будут их держать, и я не могу сказать, что у них там слишком большая обстановка криминогенная, потому что там есть еще руководители, которые с СССР работают, и они не пустили большинство предпринимателей, которые с бирюлевской базы пытались к ним туда переехать".

К слову, "зачистка" московских рынков от криминальных элементов началась еще до трагического события, произошедшего октябрьской ночью. Впервые рейды по рынкам прошли после избиения полицейского при задержании подозреваемого в изнасиловании дагестанца Магомеда Магомедова на Матвеевском рынке Москвы. Инцидент случился 26 июля 2013 года. В ходе задержания оперативник уголовного розыска Антон Кудряшов был жестоко избит группой из двух десятков человек — приезжих, торговавших на том же рынке. Это событие также вызвало широкий общественный резонанс с дальнейшей чередой рейдов по рынкам Москвы. В результате этих рейдов было выявлено множество нарушений и задержаны тысячи нелегальных мигрантов из Средней Азии и Северного Кавказа. На одном только рынке "Садовод" за один день правоохранителям удалось задержать около тысячи нелегальных работников. А проверка "Садовода" проводилась не единожды. На какое-то время он был даже закрыт, но теперь снова работает.

Факт в том, что большой спрос на крупные продовольствие и непродовольственные рынки как существовал ранее, так существует и в современной России. Если говорить об овощебазах, то оптовики по-прежнему считают эти рынки самыми привлекательными по части стоимости товара. И именно цена, увы, для большинства является определяющим фактором в выборе продукции. С тех же оптовых рынков с минимальным контролем качества и сертификации продукты попадают практически на все прилавки российских городов.

Вот, например, некий оптовик на одном из форумов дает совет коллегам: "Лучшие цены (как и свежесть продуктов) всегда на овощебазах. Примерно на 50-150 процентов ниже, чем на рынках и на 200-400 процентов ниже, чем у азеров в палатках. Все городские рынки и супермаркеты тарятся именно там". При этом автор уверяет, что даже супермаркеты премиум класса не брезгуют покупать продукты на овощебазах за копейки и продавать их с огромной наценкой, просто чтобы соответствовать статусу своего магазина. Хотя, конечно, покупателям всегда хочется верить, что у дорогих магазинов уж точно существует своя логистическая служба, которая работает напрямую с мировыми поставщиками.

Читайте также: АвтоВАЗ: успешность зависит от льгот

"Плодоовощные базы появились в социалистическую эпоху и уже тогда "прославились" высоким уровнем криминагенности, коррупции, сложностью осуществления санитарного контроля и прочими негативными факторами. На мой взгляд, это как раз то, чего из СССР в современную Россию брать не нужно, — поделился своим мнением с Pravda.Ru аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. — Оптимальным выходом из сложившейся ситуации будет строительство современных складских комплексов по хранению агропродукции, расположенных за МКАД. Они смогут успешно заменить морально и физически устаревшие плодоовощные базы. Освободившиеся площади можно использовать более рационально — под строительство офисов, современных предприятий и других объектов".

Остается дождаться, когда собственники земель, на которых раскинулись столь привычные нам оптовые развалы всевозможной продукции, решатся наладить цивилизованный бизнес сами, без вмешательства властей. Если только мощный коррупционный пласт когда-нибудь позволит российскому торговому сегменту хотя бы немного продвинуться вперед к цивилизованному методу распространения товаров.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *