Андрей Ивочкин: что значит Евро для Россиян?

По инициативе представительства Европейской комиссии во вторник в России прошел день евро, который с нового года вводится в наличное обращение в странах Европы. Между тем, условия обмена действующих европейских денег на новую валюту для большинства российских граждан остаются непонятными.

С первого января будущего года двенадцать стран Европы отказываются от национальных валют и переходят в наличном обращении на единые деньги. В разных государствах условия обмена будут разными, однако, их власти гарантируют населению, что в течение нескольких месяцев старую валюту на новую можно будет менять без финансовых потерь. Россия в еврозону не входит, однако проблема конвертации наличных марок или франков в евро для нее остается весьма актуальной. Известно, что российские граждане предпочитают хранить свои сбережения в американских долларах, однако и европейских денег у них также хватает. Оценки здесь разные. Как говорит один из ведущих финансовых экспертов России, заместитель генерального директора холдинговой компании "Интеррос" Сергей Алексашенко, объем европейской наличности в стране достаточно велик. Сергей Алексашенко говорит: «Я думаю, что он не превышает одного миллиарда долларов, меньше, судя по всему. Сбербанк достаточно активно ведет работу с евро вкладами, и когда он говорит, что у него соотношение вкладов в евро и в долларах один к ста, то я делаю предположение, что примерно такое же соотношение и в наличной валюте. Если у населения есть некие валютные предпочтения, то независимо, наличная или безналичная форма... Если все говорят, что у населения несколько десятков миллиардов долларов на руках, неважно, 20 или 70, то если вы берете одну сотую часть от этого, то у вас, получается, от 200 до 700 миллионов долларов».

Между тем, ни Центральный банк России, ни коммерческие банки практически никак не информируют население о единой европейской валюте. По крайней мере, мало кто сейчас в России представляет, как будут выглядеть новые деньги. Зато власти уже успели предупредить граждан о том, чтобы в первое время они опасались фальшивых евро и не торопились использовать их в наличных расчетах. По словам бывшего председателя Центрального банка, заместителя председателя правления РАО ЕЭС России Сергея Дубинина, это никак нельзя сравнить с информационной кампанией, которая сопровождала введение в обращение обновленных долларов:

По словам Сергея Дубиниа, «степень значимости для населения России этого вопроса, конечно, ниже, чем была тогда. Но вместе с тем готовиться надо, конечно, и, наверное, усилия было бы предпринять полезно большие, особенно в тех регионах, где просто ходят реально, в наличном виде марки и другие европейские валюты больше, чем в каких-то других. Скажем, заниматься разъяснением этого во Владивостоке менее полезно, чем в Калининграде. Вот с этим надо четко согласиться. Достаточно или нет - я не знаю, мне трудно оценить сейчас профессионально. Я таких разъяснений, в общем-то, не видел. Видимо, их недостаточно».

Пока нет никакой ясности и с тем, на каких условиях российские граждане смогут поменять наличную валюту стран еврозоны после 1 января. Европейские банкиры призывали своих коллег из России организовать обмен на равных с ними условиях - то есть, конвертация, по их мнению, должна производиться по фиксированным в Европе курсам и без потерь для граждан. Однако российские банкиры собираются действовать по-другому. Как говорит руководитель рабочего центра экономических реформ при правительстве России Владимир Мау, финансовые издержки все-таки будут: «Обмен будет, но он будет после 1 января достаточно длительной и не бесплатной процедурой. Должен ли Сбербанк или какой-то другой банк брать на себя риски и плату за эти трансакции - я не знаю. Если в своей конкретной борьбе какой-то банк захочет привлечь больше денег и скажет, что делает эти операции бесплатно - ну, это будет его коммерческий интерес..». Но Мау не считает, что вопрос «правильно или неправильно» - вопрос справедливый: «Те страны, которые проводят обмен валюты - они должны делать это бесплатно, и они делают это бесплатно. Но говорить, что российские коммерческие банки должны брать на себя часть этой работы за свой счет - я не думаю, что правильно».

Финансовые потери российских граждан при обмене действующих европейских валют на евро сейчас прогнозировать невозможно. Они будут связаны в первую очередь с пересылкой наличных денег из России и обратно. Однако, по словам Сергея Алексашенко, российские банкиры вряд ли смогут эту ситуацию изменить: «Обвинять Сбербанк в этом нельзя, потому что я думаю, что он опирается на те правила, которые ему установлены другой стороной, то есть Европейским центральным банком и теми банками-контрагентами, с которыми он работает. Если Немецкий банк говорит, что последнюю партию наличных марок мы принимаем, там, 2 января, а после этого наличные марки принимаем вот только на таких условиях - значит, Сбербанк точно такие же условия будет транслировать на население».

Впрочем, до наступления 2002-го года у граждан России еще остается время, чтобы решить проблему конвертации отменяемых денег в единую европейскую валюту. Как говорит Владимир Мау, сделать это весьма просто, – прежде всего, не стоит переживать на этот счет, потому что никаких особых ужасов вокруг этого не будет. «Если хочется пораньше получить наличный евро и посмотреть, как он выглядит - можно, соответственно, в Сбербанке, в других банках, ну, надежных, конечно, и после 1 января получить, может, не в первый же день, там, как завезут - получить евро... Если вы часто ездите за границу - тогда мои советы не нужны, вы можете туда приехать и обменять, непосредственно в странах еврозоны»

Между тем, досконально разъяснить населению эти тонкости власти России так и не собрались. Поэтому не исключено, что переход Европы на единую наличную валюту станет для многих не самым приятным сюрпризом. А до наступления нового года, когда еще можно конвертировать свои накопления в безналичный евро, осталось всего лишь две недели.

Андрей Ивочкин

ПРАВДА Ру

Независимая газета:

Евро как символ общей судьбы

ПРАВДА.Ру:

Правда.Ру Центробанк не доверяет ...

RBC:

Существует опасность, что Сбербанк после 1 января не сможет принимать национальные валюты стран зоны евро во вклады.

AK&M:

Т.Парамонова оценивает долю валютных резервов РФ, номинированных в евро, на уровне 10%.

Обсудить