Автор Правда.Ру

ДЕФИЦИТ СЫРЬЯ РАЗВАЛИВАЕТ ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КИРГИЗИИ

В министерстве промышленности и торговли Киргизии с большой гордостью называют цифры некоторого роста производства на большинстве предприятий легкой промышленности. Лучше стал работать Киргизский камвольно-суконный комбинат, несколько увеличило объемы Ошское объединение «Текстильщик», после долгих простоев «рванула вперед» Бишкекская кенафная фабрика.

Правда, если начать разбираться в структуре этих приростов, то картина получается менее радужной. И в первую очередь из-за того, что большую часть выпускаемой сегодня в республики продукции составляют примитивные изделия, а то и просто полупродукты. АО «Бугене», например, шьет для Германии упаковочную тару. То есть, попросту говоря, мешки. Да и тот же «Текстильщик» отправляет свои ткани не на местные швейные фабрики, а в Турцию, Иран, Пакистан. Оттуда эта же ткань возвращается уже в виде рубашек, штанов и прочего ширпотреба, за который киргизстанцы через «челноков» платят уже полновесной конвертируемой валютой. Свои же фабрики тем временем простаивают.

Кожевенно-обувной комплекс, например, за весь прошлый год произвел продукции лишь на 50 миллионов сомов (менее миллиона долларов). Да и то в виде примитивных тапочек или детских сандалет. А ведь сюда входит несколько крупных обувных фабрик, да еще сеть филиалов в отдаленных областях. Которые, правда, уже давно закрыты из-за отсутствия загрузки.

Все свои беды те же обувщики объясняют просто — нет оборотных средств и нет сырья. Истоки финансового кризиса понятны. Поскольку нет продукции, то нет и денег на банковских счетах. Кредиты же пока просто недоступны из-за высоких процентов. А без свободных денег не купить и сырье. Хотя оно пока еще в Киргизии есть.

В прошлом году, например, был установлен своеобразный рекорд. За границу, главным образом в Китай, «ушло» почти два миллиона шкур крупного рогатого скота. Сколько обуви, курток, сумок, других изделий ширпотреба можно было сделать из этого количества сырья?

Причем заезжие коммерсанты скупают это все богатство по дешевке — по 81 сому за шкуру. Свои, киргизские производители могут дать и побольше — 150-200 сом. Но они платят перечислением. Деньги идут очень медленно, с них государство снимает многочисленные налоги, которые, как минимум, половинят эту сумму. А китайцы или их представители платят сразу, наличкой, да еще иногда и долларами. Какая уж тут конкуренция.

А ведь было время, когда изделия с маркой киргизских предприятий легкой промышленности пользовались неплохой репутацией. Конечно, рынок в советское время был несколько другой. Но, тем не менее, детская обувь из Киргизии, швейные изделия фабрики «1 мая» не залеживались на прилавках даже в Москве и Ленинграде. Бишкекские же кожевенники покорили сердца самих итальянцев. Те сначала покупали в Киргизии только выделанные кожи, но потом, разобравшись, стали вывозить и готовые изделия.

Увы, все это теперь уже в прошлом. С трудом перебивается на грани кризиса тот же Бишкекский кожзавод. Даже ему, с его репутацией не достается настоящего сырья. И он вынужден работать на кожзаменителе. А кто же в Италии позарится на такую продукцию?

Вопрос о сырье для своей легкой промышленности обсуждается в Киргизии давно. Принимались многочисленные постановления правительства, выделялись какие-то кредиты. Но все это не во время и не в нужных размерах. А полумеры никогда не могут привести к настоящему успеху. Так что если руководители республики по-настоящему хотят возрождать собственную легкую промышленность, неизбежно придется вкладывать солидные теперь уже средства в весь комплекс. Начиная от хлопковой плантации или фермерской отары до закупки самых лучших современных красителей и фурнитуры для производителей готовой продукции. Не забывая, кстати, и о мелких производителях, которые работают более оперативно и смело.

Рынок принимает только настоящий товар. Никаких объяснений о временных трудностях переходного периода там в расчет не берут. И все промедления, все разговоры о нехватке бюджетных средств, только усугубляют положение. Через несколько лет, когда правительство наконец опомнится и найдет нужные средства, вполне может случиться, что все прежние ниши уже будут заняты. И тогда киргизстанцам придется долго носить куртки и рубашки из своего сырья, но с чужими «лейблами» и фирменными знаками.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Путин поблагодарил Трампа за данные о террористах в Петербурге
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Пентагон 10 лет изучал НЛО по заказу правительства США
Не от мира сего: семья из 4-х человек в полном составе сменила пол
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Мед против насморка. Как лечить ребенка без лекарств
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Прогноз на 2018 год: где зарождается Третья мировая
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры