Строительство БАМа

Новый БАМ, или Через тернии к звездам

РЖД упорно сопротивляется необходимости вкладывать деньги в инфраструктурные проекты, даже когда речь идет об объектах государственной важности, таких как Транссиб и БАМ. На строительство этих магистралей выделены средства из ФНБ и бюджета, а остальное должна изыскать монополия. РЖД же увеличили смету и вновь прибежали просить денег из казны…

16 миллиардов рублей — такую сумму ОАО "РЖД" может запросить в среду на совещании с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем. Таким образом, необходимость найти инвесторов и самой вложиться в строительство двух крупных объектов -Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — чиновниками из РЖД игнорируется. Монополия не отрицает готовность обратиться за государственной помощью, несмотря на то, что на развитие этих двух железнодорожных направлений уже выделено из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 150 миллиардов рублей, а из бюджета РФ — 100 миллиардов.

Деньги, в которых теперь дополнительно нуждается РЖД, планируется направить на увеличение пропускной способности железнодорожных путей и вывоза дополнительных 39,3 миллионов тонн грузов с Кузбасса до 2020 года, как сообщила сегодня газета "Ведомости" со ссылкой на лиц, близких к рабочей группе реализации проектов. Здесь важно подчеркнуть, что смета проектов Транссиб и БАМ значительно выросла до суммы в 1,2 триллионов рублей с 562 миллиардов, запланированных изначально. Pravda. ru поинтересовалась у экспертов, велики ли шансы РЖД получить дополнительные средства из казны на строительство объектов государственной важности?

"РЖД — это акционерная компания, пускай там 100 процентов принадлежит государству, — рассказывает известный экономист и директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев. - Следующий момент — инвестиционные программы компании под ударом, потому что правительство заморозило тарифы. Так как это на 100 процентов государственная компания, государство, как собственник, деньги вкладывает, эти деньги никуда не уходят. Если бы там были миноритарии, можно было бы говорить о чем-нибудь. И сумма, которую они просят, по сравнению со всей стоимостью проекта, мягко сказать, не очень большая. Я надеюсь, что это будет реализовано".

Читайте также: Москва займется освоением Сибири

 Также абсолютно уверен в том, что государство не откажет естественной монополии при очередном прошении зампред комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий и зампред комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский: "Я думаю, что выпросят, потому что дело в том, что это проект практически полностью совпадает с программой развития Дальнего Востока и Забайкалья, поэтому в рамках даже этой программы все равно деньги будут выделяться. Конечно, пользуются тем, что заморожены тарифы и поэтому инвестор не идет. Охотно верю. Я думаю, что инвестор, конечно, озабочен возвращением денег и, поскольку тарифы там жестко контролируются, зафиксированы, то шансы вернуть, конечно, падают".

При этом завышенная смета экспертов не смущает, в отличие от россиян, которые уже делают предположения, куда пойдут полученные из казны 16 миллиардов. "По бумагам инвестиции, дороги, инфраструктура, а на деле — шубохранилище, особнячок и сын миллиардер", — делает замечание по поводу фигуры главы РЖД Владимира Якунина пользователь Нед Ленд. При этом блогеры, конечно, вспоминают всю историю РЖД, отмечая нехватку электропоездов, изношенность всего фонда поездов, регулярное повышение тарифов и в целом неэффективность управления компанией Якуниным. Одним словом, в очередной раз всплывают все те недостатки российской монополии, которые наводняют интернет-пространство каждый раз при публикации новостей под заголовком "РЖД просит денег…".

Однако можно найти и нестандартные оценки событий, как, например, в случае с блогером tschm, который пишет: "РЖД опять не хватает денег — кто бы мог подумать?! Но вообще, все логично: последние двадцать, а то и тридцать, лет инфраструктурой никто не занимался, изношенность колоссальная, вот теперь и приходится пожинать плоды. Вопрос в том, что проекты выбираются какие-то странные, с неочевидной эффективностью. Плюс коррупционная составляющая: на строительстве инфраструктурных объектов всегда можно было положить в свой карман!"

Читайте также: В Сибири и на Дальнем Востоке построят БАМ-2

При этом эксперты, с которыми побеседовал корреспондент Pravda. ru, не видят ничего необычного и опасного для государственной казны в повышении строительной сметы Транссиба и БАМа.

"Все такие проекты завышены в любой стране мира. Можно называть это коррупцией, как у нас, можно называть это суперкомиссией, как на Западе, — делится своим мнением Александр Разуваев. — У нас уровень коррупции, или суперкомиссии, среднемировой, то есть больше, чем в Европе и Северной Америке, но я думаю, что из бывшего Союза у нас ситуация лучше всех, кроме Белоруссии (там коррупции практически нет). Поэтому я ничего такого не вижу. Главное, чтобы все построили, модернизировали".

При этом экономист замечает, что контроль будет осуществляться со стороны самой монополии, у которой есть достаточно эффективная система, сформированная из существовавшего более 10 лет назад министерства путей сообщения. Поэтому в качестве строительства можно не сомневаться. В этом также уверен и Владимир Рудашевский, подчеркнувший, что проекты такого значения не могут быть реализованы с плохим результатом, насколько высока бы не была в России коррупционная составляющая. Да и самим РЖД выгодно проявить себя сейчас в лучшем свете…

"Когда это все эти проекты будут реализованы, есть некая вероятность, что государство все-таки выведет РЖД на биржу до блокпакета, то есть до 25 процентов будут проданы. Соответственно, реализация этих проектов повышает стоимость РЖД перед частичной приватизацией", — заключает Александр Разуваев.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить