Проблемы с дноуглублением в России

Дноуглубление в России почти на дне

Состояние речного транспорта в России в настоящее время оставляет желать лучшего — не последнюю роль в этом играет проблема с дноуглублением российских рек. Дноуглубление — это, вообще, важная и необходимая вещь. Так, отсутствие подобных работ на реках называлось в числе причин катастрофического наводнения на Дальнем Востоке в минувшем году.

По данным Российского речного регистра, за последние десять лет количество дноуглубительных снарядов на внутренних водных путях сократилось с 210 единиц до 168. Из них к 2015 году уже у 151 судна будет превышен нормативный срок службы. По мнению экспертов, устарела почти вся имеющаяся в эксплуатации техника. И между тем российская дноуглубительная техника (та, которая еще в строю) вовсю, причем очень успешно, работает за границей! Например, за последние 10 лет дноуглубительный флот, принадлежащий частным фирмам, речным и и морским пароходствам (почти все они сейчас носят статус ОАО) выполняли контракты в Прибалтике, Европе, на Ближнем Востоке, на африканском побережье Атлантики и так далее.

Например, землесос "Онежский" из Архангельска, приписанный к Северному морскому пароходству, неоднократно проводил дноуглубительные работы и намыв песка в портах Израиля, работал на островах Зеленого мыса, работал в портах Экваториальной Гвинеи по намыву территорий. А землесос "Беломорский" также работал в Африке и намывал песок на пляжах курортов Италии.

Читайте также: От наводнений нас защитят…водохранилища

Между тем в самой Архангельской области некогда популярный и приносивший немалый экономический эффект так называемый внутренний водный транспорт потихоньку "загибается" (другого слова и не подберешь). И одна из причин этого угасания — как раз отсутствие нормальных обслуживаемых водных путей, на которых производится дноуглубление. А ведь в этом явно небогатом северном регионе до некоторых населенных пунктов можно добраться лишь как раз по воде. Ну, или по воздуху, то бишь самолетом — что уже из области, граничащей с фантастикой.

Но за прошедшие 20 лет тут количество рек с обслуживаемыми гарантированными габаритами судовых ходов уменьшилось, если верить официальной статистике, в четыре раза (что впрочем примерно равно и общероссийскому показателю). И это при том, что в целом речной флот России обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов.

Читайте также: Возродить порты России — без лишних затрат

Для судоходства в СССР использовалось (если верить Большой советской энциклопедии — а ей верить можно) 146 тысяч километров водных путей. В России по состоянию на 2004 год (если верить уже Википедии) было уже 102 тысячи километров для "внутреннего" судоходства. А спустя 10 лет, то есть сейчас, осталось 86 (по другим данным — 65) тысяч километров пригодных внутренних водных путей, фарватеры которых регулярно обслуживаются в том числе и с помощью дноуглубления. Куда остальное делось, почти половина? Высохло, извините?

Вот что сообщил в беседе с корреспондентом Pravda. Ru заместитель директора Института водных проблем РАН, доктор технических наук Михаил Болгов:

"Конечно, на Амуре произошло такое историческое наводнение, которое никакими землечерпательными работами было полностью не предотвратить. Там есть так называемые вековые циклы отложения наноса, и последние 20-30 лет идет процесс аккумуляции наносов с китайской территории. И часть в океан уходит, часть отлагается. В результате на Амуре мы имели целый комплекс причин, способствовавших значительному подъему уровня над так называемыми расчетными отметками. Конечно, исключительно одними дноуглубительными мерами проблему крупных, глобальных стихийных наводнений не решишь. Однако это не отменяет проблем дноуглубления в целом.

Проблему нужно разделить на две. Первая — это поддержание судоходных глубин на участках, лимитирующих судоходство. На всех реках есть плесы и перекаты (большая и маленькая глубина). Естественная жизнь реки состоит в том, что плес чередуется с перекатами — и так от истоков до устья. И на некоторых перекатных участках, для того чтобы обеспечивать судоходство, нужно сделать прорези, дноуглубление и еще целый набор мероприятий по поддержанию условий для судоходства.

И это необходимо, так как без этого судоходства не будет, когда уровень воды спадет — и весной мы сядем все на мель. При этом, конечно же, какой-то эффект оказывается на прибрежные территории. Если мы не будем сильно срезать перекаты, то, возможно, что незначительно повысится расчетный уровень затопления на реке и что-то может быть затоплено, но это не самое страшное, поскольку эффект на половодье, на перекатах незначительный.

Читайте также: Эксперт: Водные ресурсы деградируют

Вторая проблема — добыча песчано-гравийной смеси из русел рек. Это повсеместная для страны проблема, поскольку это строительный материал и его всячески пытаются добывать — он высокого качества".

"Нормативная база в дноуглубительной отрасли России сильно устарела и требует пересмотра. Принципы формирования прейскуранта на дноуглубительные работы разработан, по-моему, еще в 1984 году! И не учитывает многих современных условий — например, затраты на амортизацию технического флота, — рассказал в беседе с корреспондентом Pravda. Ru ведущий специалист Северо-Западного управления МЧС Валентин Кретов. — Они были разработаны в тот период времени, когда дноуглубительные работы производились государственными предприятиями, и технический флот им передавался из других фондов. И нормы на дноуглубительные работы морально и технически устаревают. Не учитывается уровень развития технических средств, в частности, появления спутниковой системы навигации. И сейчас требуется поддержание отечественных компаний на государственном уровне, включая обновление техники. Именно на государственном уровне, и не ниже!".

Ну, а пока — можно составить даже довольно забавный юмористический рассказец на эту тему, пользуясь только цитатами исключительно с официальных сайтов имеющих к ней отношение федеральных ведомств. Вот что получается: "Во все времена и у всех народов водный транспорт играл важную роль, на современном этапе значение его неизмеримо выросло. Количество обслуживаемых водных магистралей в России падает. Дноуглубительная отрасль в России находится на грани кризиса". Вроде бы получается и смешно, как бы по-задорновски. Но почему-то хочется плакать…

Что нового произошло на главной Pravda. Ru? Посмотри…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить