Как распознать корпоративную секту?

Осторожно, корпоративная секта!

Попасть в деструктивную секту — страшная беда, многие люди потеряли таким образом свою личность, имущество и деньги. Бывало, что и жизнь. С сектами борются все государства, однако сектантские приемы зомбирования перенимают и респектабельные коммерческие компании — ведь соблазн воспользоваться этими методиками в отношении сотрудников так велик…

После того как в Россию пришли рыночные отношения и возник частный бизнес, на полках книжных магазинов стало появляться все больше "психологических" пособий для менеджмента. "Эффективный менеджмент", "Как стать начальником", "Работаем с коллективом" и т.д. Кроме того, появилась масса изданий, дающих рекомендации относительно "успешных продаж" и маркетинга. Бизнес-консультанты, в своей массе не способные дать вменяемый совет относительно перспектив рынка акций или аренды помещений под производство, с удовольствием делятся с начинающим руководителем рассказом о том, как "сплотить команду" или "зарядиться оптимизмом".

Итогом стало появление "корпоративных сект". Определение корпоративной секты звучит следующим образом: форма корпоративной культуры, в которой идеологическая составляющая отклонена в сторону манипулирования человеческими эмоциями и сознанием с целью уменьшения материальной мотивации с последующим увеличением идеологической. Причем сфера деятельности компании не имеет никакого значения — она может выпускать как таблетки для похудения (Herbalife, к примеру, надолго запомнился в России благодаря своей предельно агрессивной маркетинговой политике и психологическими манипуляциями по отношению к своим распространителям), а может — высокотехнологичное оборудование и электронику.

Читайте также: Году Лошади нужны инженеры и технологи

В бизнесе активно используются приемы манипулирования сознанием. Можно выделить два основных направления манипуляций: над самими работниками, с целью придать их труду нематериальную мотивацию, а второе — по отношению к потенциальному потребителю продукции. В данном случае целью является навязывание ему товара, который по остальным параметрам не может претендовать на роль уникального или жизненно необходимого.

В первом случае руководство компании просто заимствует эффективные методики "зомбирования" деструктивных религиозных сект. Самое главное — это создать у человека ощущение, будто он нашел свою "семью", в которой его любят, уважают и ценят. После того как сознание сотрудника уже размягчено этим теплым ядом, заставить его, к примеру, выходить на работу в свои выходные по первому звонку начальника или перерабатывать не составит труда. Ведь разве можно отказать таким прекрасным людям?

Характерным признаком является систематическое проведение досуга "всем коллективом", постепенное вытеснение из жизни работников всех прежних интересов и друзей — с ними ему становится просто скучно. Разумеется, хорошие отношения внутри коллектива — это еще не повод бить тревогу, да и в том, чтобы изредка задержаться на работе по просьбе начальника, нет ничего трагичного. Однако если психологический климат начинает напоминать протестантскую церковь после проповеди, а внеурочные задания поступают ежедневно — это повод насторожиться. Кроме того, важным признаком корпоративной секты является назойливая пропаганда "исключительности" компании, создание внутрикорпоративной "идеологии", а также акцентирование на не профессиональных, а личностных качествах человека: "открытости", "позитивности", "стремлении к успеху" и т.п.

"В последнее время в России это явление распространено и часто проистекает от того, что в него вовлечены сами руководители. Противостоять этому довольно трудно. Если вы, к примеру, откажетесь ходить на какие-то семинары, то вы станете в компании парией и вас со времени уволят по-каким-то надуманным причинам. Корпоративная секта — опасное явление. Надо сказать, что все профессиональные психотерапевты отвергают даже групповую психотерапию, так как она неизбежно начинает приобретать черты секты, даже если это просто курсы личностного роста", — рассказывает психолог Наталья Варская.

Наталья Варская рассказала, что распознать секту можно. Если в компании, куда вы пришли, начинают предлагать какие-то семинары и занятия, не имеющие по своей тематике отношения непосредственно к профессиональным навыкам, а направленные на якобы "личностный рост", "жизненный успех" и т.д., то имейте в виду, вы попали как раз в такую корпоративную секту. В этом случае лучше просто уволиться. Многое зависит от индивидуального склада личности: кто-то больше подвержен внешнему влиянию, кто-то меньше. Близкие могут распознать, что человек попал в секту по тому, что он начинает слишком много и часто говорить какие-то программные вещи, о работе. Человека лишают воли, зомбируют, это отражается на психике. Часто оказывается, что сами руководители тоже в это кем-то были вовлечены. Подобные практики заимствованы из опыта религиозных сект, из опыта древних жрецов и шаманов.

Читайте также: "Горячие" финские парни обгоняют русских

"Что характерно, в сектах сначала говорят очень правильные вещи, чаще всего банальности, избитые истины, которые компилируются, и под этой оболочкой подсовывается что-то свое", — подытожила психолог.

По большому счету, эти методики построены на эксплуатации неудовлетворенной потребности человека в душевном тепле, а также в осмысленности своего существования. Стоит ослабить бдительность, и вам тотчас попробуют подсунуть суррогатную истину, лживые ценности вместо настоящих. Так действуют порой не только религиозные и корпоративные секты, но и некоторые политики. Помните, "меня обманывать не надо, я сам обманываться рад"? Потом чаще всего, правда, следует горькое разочарование.

Истоки "корпоративных сект" принято искать в протестантской этике. Привнесение в трудовой процесс религиозных коннотаций привело в итоге к возникновению и расцвету капитализма (этот процесс описан в труде Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма"). Однако современные компании гораздо чаще обращаются к опыту деструктивных сект XX века, нежели к протестантизму. Если верить Максу Веберу, то протестантская этика была фундаментом для производственного рывка. Однако современные компании, использующие приемы зомбирования, далеко не всегда выигрывают конкуренцию на рынке. К тому же, отбор кандидатов по принципу "соответствия корпоративной культуре" автоматически сужает кадровую выборку, отсекая "некомплиментарных" профессионалов. Поэтому увлечение разного рода психологическими тестами при приеме на работу, охватившее российских HR-ов, трудно причислить к эффективному инструменту кадрового отбора (не стоит забывать о том, что правильно интерпретировать сами результаты теста под силу лишь профессиональному психологу, но не девушке, начитавшейся Дейла Карнеги). Да и смещение акцента с профессионализма на некую "идеологию" компании вряд ли может оказать благотворное влияние на конкурентоспособность организации.

"Бизнес-консультанты", "коуч-тренеры" и прочая полушарлатанская братия, равно как и издательства, штампующие "мотивационную литературу" и пособия по "эффективному менеджменту", приводят массу примеров того, как какой-то человек, начав "стремиться к успеху", быстро преуспел и разбогател. Однако в корпоративной секте рост доходов работников вообще не подразумевается. Об этом вполне откровенно пишет в своей статье директор Центра менеджмента и предпринимательства Александр Курицын:

"…Однако повысить эффективность экономических методов мотивации можно и без увеличения фонда оплаты труда, а лишь изменив формы материальной компенсации и принципы распределения дохода между занятыми. Причем большим мотивом для многих занятых является не увеличение личного дохода (или его ожидание), а усиление убежденности в справедливости распределения доходов компании между ее работниками. Социально-психологические методы мотивации труда направлены на удовлетворение потребностей высших уровней: признание достижений, ответственность, личностный рост и самореализация, идентификация с привлекательной корпоративной культурой, гордость за результаты труда и за принадлежность к фирме. Наше отставание в этой области весьма ощутимо, и если мы хотим активизировать и реализовать громадный скрытый потенциал (превысить 50 процентов), нужно как можно скорее осваивать современные и эффективные теории и практики мотивации".

Кажется, россияне пока в своей массе не готовы работать лишь за принадлежность к "привлекательной корпоративной культуре", но кто знает, что наш ждет в будущем...

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить