На "АвтоВАЗе" сократят 7,5 тысячи человек

"АвтоВАЗ" оптимизируют по-шведски

Тольятти будоражат известия о том, что на "АвтоВАЗе" в 2014 году намерены сократить 7,5 тысячи человек, в том числе пять тысяч рабочих и 2,5 тысячи сотрудников, из 67 тысяч работающих. В городе связывают грядущие сокращения с именем нового главы компании, шведа Бу Инге Андерссона, а независимый профсоюз работников "АвтоВАЗа" собирается бастовать.

По сообщениям поволжских информагентств, профсоюз планирует начать переговоры с новым руководством компании сразу после получения работниками официального уведомления от менеджмента завода об увольнениях. С какими предложениями выйдет профсоюз на менеджмент предприятия, пока еще нигде не сообщается.

Почему-то есть сомнения, что самая действенная "экономическая" форма рабочего протеста — забастовка — там хоть как-то профигурирует. Кто будет бастовать-то? Тот, кого сокращают? Так и на здоровье! Бастуйте — и уходите. Пикетировать? Ну, постойте у проходной с плакатом — и ступайте себе восвояси…

Читайте также: АвтоВАЗ: успешность зависит от льгот

На прошлой неделе "АвтоВАЗ" уже сообщил о так называемом "вынужденном" сокращении штата. Но, по информации того же заводского профсоюза "Единство", руководство компании предложит в качестве выходного пособия по пять среднемесячных зарплат сотрудникам, которые уволятся по соглашению сторон. Довольно заманчивое предложение будет действовать только три месяца.

Сотрудники, уволившиеся по соглашению сторон в феврале, якобы получат по пять среднемесячных зарплат, в марте — четыре, в апреле — три. Шведа можно ругать сколько угодно, но если с такими условиями не согласиться, то можно остаться вообще без всего… Все по закону!

Ведь российское законодательство с 2002 года позволяет расставаться с сотрудниками как раз по соглашению сторон. И, как правило, условия такого "добровольно-принудительного" увольнения уникальны для каждого работника. И с помощью единых для всех увольняемых сотрудников условий новое "шведское" руководство "АвтоВАЗа", видимо, хочет избежать роста социальной напряженности в городе.

Стоит напомнить, что как таковая автомобильная карьера нового президента "АвтоВАЗа" Бу Андерссона, в прошлом майора шведской армии, началась в конце 1980-х, когда он устроился в концерн "Сааб" почти одновременно с тем, как эта компания перешла под контроль "Дженерал моторс". К 2005 году бывший офицер быстро дослужился до поста главы департамента по закупкам.

И практически в течение нескольких лет он управлял бюджетом в размере 125 миллиардов долларов. Как пишут "Ведомости", тогдашняя общая выручка "АвтоВАЗа" была "количественно" как бы сравнима с этой суммой. А вот "качественно" отличалась: у шведов были миллиарды долларов, а на нашем автогиганте всего лишь миллиарды рублей…

Надо отметить, что опыт эффективной работы по управлению крупными российскими компаниями у "автомобильного" шведа есть. В 2009 году Олег Дерипаска предложил Андерссону возглавить группу "ГАЗ". Швед переехал в Нижний Новгород. И первым делом новый руководитель взялся за увольнения, скомандовав кадровому менеджменту тщательно "перелопатить" списки и простых рабочих, и менеджеров.

"Лишних людей" на ГАЗе оказалось аж 50 тысяч человек — практически почти половина штата, который до кризиса насчитывал 118 тысяч сотрудников. Кроме того, швед-президент резко сократил число так любимых любыми российскими менеджерами и вообще начальниками совещаний, посчитав, что одного раза в неделю будет вполне достаточно.

Уже через пару лет довольно жесткие "шведские" методы управления сказались не только на экономике ГАЗа, но даже и на морально-психологическом климате в компании. До сих пор Андерссону ставят в заслугу, например, искоренение коррупции и нарушений корпоративной этики в компании "ГАЗ". Правда, после активного применения управленческого "кнута" шведу приходилось ходить по территории завода с охраной, чтобы ему на голову что-нибудь "ненароком" не упало…

Но, как видно, шведский топ-менеджер на особую любовь русских рабочих и не рассчитывал. И управленческие таланты Андерссона позволили ГАЗу выйти из убытков уже по итогам 2010 года — довольно быстро. В 2011 году ГАЗ заработал 8,5 миллиарда рублей, в 2012-м — 8,8 миллиарда, пишут "Ведомости". И это при том, что за 2009-й — год прихода шведа на ГАЗ — предприятие закончило с 10,7 миллиарда рублей убытка.

Читайте также: До банкротства АвтоВАЗ довела жадность?

Судя по другим публикациям, Андерссон намерен реализовывать на "АвтоВАЗе" ту же стратегию, что и на прежнем месте работы. То есть новый президент компании будет (во всяком случае, поначалу), как и на ГАЗе, активно сокращать "неэффективный" персонал и закрывать нерентабельные проекты. А нерентабельности хватает. Последние три года "АвтоВАЗ" получал прибыль в основном благодаря переоценке беспроцентных займов, выданных государством через госкорпорацию "Ростех".

По итогам 2013 года продажи автомобилей на "АвтоВАЗе" упали на 12 процентов. При этом весь российский авторынок сократился всего на пять процентов. Убытки растут, продажи падают. "АвтоВАЗ" жил, по сути, в долг: так, по итогам третьего квартала 2013 года увеличил объем заимствований на 9,8 миллиарда рублей. Об этом сообщается даже в официальном в пресс-релизе самой компании.

СМИ сообщают, что Бу Андерссон уже приступил к работе "по-шведски" — он жестко контролирует дисциплину, лично проверяет производственные цеха, резко реагирует на то, что ему кажется неправильным, проверяет численность штатов. Смогут ли русские не только сокращаться, но и работать по-шведски — покажет, конечно, только время…

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить