Должны ли простые потребители расплачиваться за техническую отсталость ЖКХ?

Все бремя ЖКХ взвалили на плечи потребителей

Россиян хотят заставить экономить электроэнергию и воду. С этой целью повсеместно  будут вводиться спецнормы потребления, в которые нужно будет укладываться. В противном случае платить придется по повышенным тарифам. Неудивительно, что население встретило данную инициативу в штыки. Однако определенная логика в таких действиях все же присутствует.

За те десятилетия, когда тарифы ЖКХ сдерживались государством и составляли довольно мизерные суммы, люди не привыкли экономить ресурсы. С одной стороны, странно было бы гражданам энергетической державы считать каждый киловатт, однако и бездумное расточительство нормальной практикой назвать сложно.

Экономить нужно. Но экономить должны не только конечные потребители, но и предприятия ЖКХ, потому что если они не будут стремиться с минимизации издержек, а будут просто перекладывать плату за эти издержки на плечи рядовых пользователей, может сложиться довольно несправедливая система.

Кроме того, эффективной мерой для сбережения ресурсов стала бы модернизация крупных предприятий, сейчас в мире существует масса энергосберегающих разработок, внедрение которых помогло бы значительно снизить издержки на производстве. Насколько такие технологии внедряются в России?

Примером может послужить следующая история. Известно, что в последнее время наблюдается рост себестоимости добычи российской нефти из-за роста тарифов на электроэнергию, на данный момент стоимость электричества составляет до 40 процентов конечной цены добываемой нефти. Наибольшей объем потребления электричества потребляется при выкачивании нефтесодержащей жидкости из недр земли.

Однако группа нижегородских ученых сумела разработать технологию, которая позволяет свести эти издержки к минимуму. После проведения испытаний выяснилось, что данная инновация не только позволяет значительно экономить электроэнергию при добыче (на 30-40 процентов), но также способствует увеличению объемов выкачивания нефти. Да и монтаж данного оборудования даже не требует остановки насоса. По идее, нефтяники должны были бы с энтузиазмом ухватиться за эту идею, но этого не произошло: хотя разработка первое время применялась на некоторых скважинах (и давала отличные результаты), однако впоследствии нефтяные компании отказались от внедрения этой инновации, мотивируя свое решение нежеланием пускать энергосервисные компании в нефтедобычу.

Прибыль снижается (и это бьет по государственному бюджету), однако допускать посторонних на свои предприятия нефтяники не готовы — опасаются утечки информации о себестоимости добычи нефти. Абсурд, но эта разработка в итоге будет использоваться за рубежом, повышая конкурентоспособность иностранных компаний…

Но вернемся к вопросам ЖКХ. На жилищное обеспечение приходится львиная доля расходов энергетических ресурсов, и то, что в России к этим ресурсам относятся не слишком рачительно, не секрет. Но стоит ли винить в энергетическом "транжирстве" одних лишь потребителей? Может быть, утечка энергии начинается уже на стадии ее производства и транспортировки? Каков, грубо говоря, коэффициент полезного действия у российских энергетических предприятий — ТЭЦ, ГЭС, котельных, у систем доставки произведенных ресурсов до потребителя?

Еще на производственной стадии возможны ощутимые потери, даже в том случае, когда оборудование работает относительно стабильно. Первое — это проблема недостаточного сжигания топлива. Это может дать до 18 процентов потерь энергии. Помимо этого, энергия может теряться за счет неправильной эксплуатации оборудования. К таким причинам относят несвоевременную чистку агрегатов от нагара, отсутствие или неправильная настройка паромера, системы регулировки процесса горения, нарушение герметичности котла. В сумме, только на первоначальном этапе можно потерять до 20-25 процентов энергии.

При дальнейшей транспортировке в норме должно теряться не более семи процентов энергии. Однако это в идеале. На деле же зачастую пропадает гораздо больше — при использовании устаревших сетевых насосов энергии тратиться значительно больше. Кроме того, к потерям ведет плохая изоляция труб (а это встречается на каждом шагу).

Далее, уже попав в отапливаемое здание, тепло может растратиться понапрасну из-за неправильного шайбирования. Шайбирование — технология эффективного перераспределения тепла внутри дома. С помощью правильного применения этой технологии возможно снизить теплопотери внутри дома с 30-40 процентов (как это обычно бывает в России) до 3-4 процентов. Это позволяет значительно повысить температуру внутри здания. (В Финляндии, к примеру, горячую воду, уже прошедшую через радиаторы, дополнительно пропускают через трубы теплых полов, до тех пор, пока она окончательно не остынет. У нас же часто еще теплая вода уходит обратно на котельную.)

Для сбережения электроэнергии таже сущствует немало полезных технологий, которые в России либо не используются вообще, либо используются в недостаточной степени. К примеру, установка в подъездах жилых домов осветительных приборов с датчиками движения, которые включаются только при необходимости  - это самое элементараное, что позволило бы немало сэкономить в масштабах всей страны. 

Проблему энергосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства для "Правды. Ру" прокомментировал председатель комитета ГД по энергетике, лидер общественного движения "Развитие предпринимательства" Иван Грачев:

"Я против введения социальных норм, думаю, что это не повысит энергоэффективность страны, и сборы на модернизацию ЖКХ тоже не повысятся. Если взять результаты уже проведенных экспериментов, очевидно, что опыт введения социальных норм не смог дать положительного эффекта. Дело в том, что основные потери не связаны с гражданами. Наиболее характерным примером является цепочка передачи тепла: у нас сжигают газ вдвое хуже, чем нужно, в этом повинно то, что котельные пользуются устаревшим оборудованием. Далее, по дороге до потребителя, в трубах теряется примерно половина тепла — от трети до половины.

Дома у нас тоже, как правило, не теплоизолированы должным образом, что приводит к дополнительным теплопотерям. В итоге до потребителя доходит процентов 15 энергии от того, что сожгли. А платить за эти потери приходиться нам, обычным гражданам. И деньги, которые мы отдаем, идут через посредников, которых наплодили в результате реформ. В итоге и финансы тоже теряются по дороге, и эти потери тоже приходится оплачивать обычным жильцам. Если мы хотим действительно повысить эффективность системы, а не просто нападать на население, то надо починить трубы, починить дома, выкинуть из цепочки посредников."

К сожалению, сложилась практика, когда компенсировать все издержки приходится именно конечному потребителю за счет повышения тарифов. Это влечет за собой очень неприятные последствия — кроме того, что повышение тарифов бьет по карману и так не очень богатого населения, такая практика приводит к общему росту инфляции в стране, и снижению конкурентностпособности российской экономики в целом — ведь тарифы повышаются и для производителей товаров…

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика" 

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Темы жкх
Обсудить