Министерство культуры РФ готовит льготы книжным магазинам

Минкульт раздувает угольки книготорговли

В министерстве культуры РФ зреет ряд поправок в закон о конкуренции — чиновники надеются поддержать книжные магазины законодательно. Предлагается узаконить льготы "книжникам" и облегчить им бремя платы за аренду помещений, принадлежащих минкульту. Но эксперты, опрошенные "Правдой.Ру", уверены, что такие меры не повлияют на рост читающего населения.

Конечно, предоставление предпринимателям определенных льгот, в частности, выделение на льготных условиях помещений для торговли книгами в учреждениях, подчиняющихся минкульту, станет событием сугубо позитивным. В "культурном" министерстве ожидают, что эта мера поможет бизнесменам сэкономить на аренде торговых площадей. Подразумевается, что поправки в закон после их окончательной разработки, прежде чем быть внесенным в Госдуму, пройдут общественное обсуждение. Уж как это будет выглядеть, тот же минкульт пока не сообщает.

Если разобраться, то, собственно, даже и не минкульт придумал облегчить участь книжных торговцев. Разработать меры по поддержке книжных магазинов министерству поручил премьер Дмитрий Медведев. Как пишут "Известия", в октябре 2013 года на совещании правительства он говорил, что этот специфический бизнес хоть и не проявляет особых успехов в рентабельности, но все же выполняет важные социальные функции. Да кто бы спорил! Без книги, даже при наличии интернета, все равно никуда.

Вообще представители отрасли восприняли и прямое указание Дмитрия Медведева, и нынешние планы минкульта довольно позитивно. Однако, по мнению большинства из них, заниматься этим нужно было гораздо раньше. Это, возможно, позволило бы спасти от разорения многие отечественные книжные дома.

Вообще на этом весьма своеобразном рынке положение довольно аховое. По данным Роспечати, за 2012 год (за 2013 год сводные данные еще не появились) объем книжного рынка в стране продолжает сокращаться четвертый год подряд. Так, к началу 2013-го он составлял примерно около 60 миллиардов рублей, а всего в России насчитывалось менее трех тысяч книжных магазинов — это получается, один на 50-55 тысяч граждан.

Читайте также: Бизнес в России: плохому танцору...

Оцените, сколько у нас в стране продуктовых магазинов и лавок самого разнообразного размера и калибра — не счесть! А вот в Европе один книжный приходится на 5-6 тысяч жителей. Ностальгия по СССР, "самой читающей стране в мире", тут ни при чем. Книжный бизнес очень малодоходный…

Своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом "Правды.Ру" поделился заместитель генерального директора крупной книжной торговой сети на Северо-Западе России Виктор Новожилов:

"Если минкульт действительно пролоббирует такие поправки в конкурентное законодательство, то честь ему и хвала! Книжная торговля, по-моему, один из самых неприбыльных бизнесов в России, и в нем очень многое зависит от таких факторов, как энтузиазм бизнесмена, его настроенность на несение "вечного и великого" в массы, способность договариваться с издателями.

Если в учреждениях культуры, которых, по данным моих коллег, в России около 80 тысяч, появятся если даже не полноценные магазины, а хотя бы книжные лавки с самым востребованным товаром, то это, безусловно, в конечном итоге однозначно скажется на повышение общей культуры россиян.

Однако что мешало тому же минкульту пригласить предпринимателей разместить свои торговые точки в принадлежащих ему учреждениях, скажем, 10 лет назад? Зачем нужно было дожидаться указания аж самого премьера? Он что, лучше видит и понимает ситуацию, чем конкретные чиновники, отвечающие за совершенно определенный участок работы?

Ведь именно в начале "нулевых" отрасль книжной торговли переживала самые тяжелые времена. Как ни странно, в лихих 90-х не только крупным торговым сетям, специализированным домам книги, но даже букинистическим магазинам и так далее удалось выжить довольно удачно — по-видимому, сказался "читающий" советский менталитет, тогда еще не совсем загубленный.

Читайте также: Не диктуйте матери, куда потратить деньги

Книжной рознице в ее современном понимании в советской системе координат не было места: в нерыночной среде работали соответствующие законы и начальственные "указивки" — помните подписку на собрания сочинений идеологически выдержанных писателей с позолоченными корешками? Начало девяностых ознаменовалось появлением книжных рынков, на которых можно стало свободно купить то, за что еще несколько лет назад легко было угодить в психушку. Так, собственно, и выжили тогда.

И к чему теперь, когда книжный рынок устоялся и оформился, тащить предпринимателей в учреждения культуры? Кто там что будет покупать? Извините, культурные люди, которые их посещают, чаще всего не имеют в кошельках столько средств, чтобы обеспечивать сбыт книжных товаров и хоть какую-то прибыль предпринимателям.

Со мной, конечно, многие могут не согласиться, но я считаю: сейчас какие-то законодательные меры даже на самом высоком уровне никак не скажутся на развитии книжной торговли! Хотя, конечно, любые начинания минкульта, даже запоздалые, которые хоть как-то могут поспособствовать развитию отрасли, нужно приветствовать".

А вот мнение по этой теме директора книжного магазина из Вологодской области Наталии Пироговой, которым она поделилась в беседе с корреспондентом нашего издания:

"Конечно, нужно приветствовать любые инициативы правительственных структур, которые касаются именно книжной торговли! Но все равно — увы, нынешние потуги, точнее, намерения минкульта хоть как-то помочь в развитии книготорговли в России опоздали! Как говориться, проехали… Это рынок, поверьте (я в нем работаю с 1991 года, это значительный срок!) давно поделен, разработан, определен и оформлен.

В нашем регионе, например, я лично не знаю ни одного нового бизнесмена, который надумал бы заняться этим бизнесом и не прогорел бы в первый же год. Хотя новые книжные магазины открываются, но они принадлежат тем людям, которые уже давно работают в этой сфере. Новых лиц у нас практически нет. Скажу так: мне приходится часто бывать в других регионах, и примерно такая же обстановка во многих из них, особенно в Центральной России и на Дальнем Востоке.

Читайте также: Лес рубят, России остаются только щепки

Средний возраст работников в магазинах моей сети — 46 лет, молодежь идет к нам неохотно. Зарплата у нас скромная. Условия труда, честно говоря, не теплично-офисные. Увы, в нашем бизнесе очень невысока рентабельность — заметные деньги можно сделать только на обороте, наценка на каждую книгу, в общем-то, невелика. Оборачиваемость книг тоже крайне низкая — это же, извините, не алкоголь и не табак, которые люди покупают каждый день. Некоторые наименования книжного товара могут продаваться вообще, скажем, по одному в месяц.

Все не ново — сейчас в нашей книготорговле повторяется ситуация, через которую в свое время прошла Европа. А мы еще через это не прошли. На Западе разница между издательской и розничной ценой достаточно (я бы даже сказала — очень!) велика — и за счет этого можно выживать на специализации торговых точек на каком-то избранном товаре, скажем, на медицинской литературе или на учебниках. В России же средняя розничная наценка составляет 30-40 процентов, что, опять же, означает необходимость больших оборотов.

Что дадут предпринимателям предполагаемые нововведения минкульта — давайте посмотрим, я сама даже не берусь прогнозировать. Ну, в конце концов, про нас хоть вспомнили… И то дело!".

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе