После Олимпиады Сочи подвинет Москву

Критиковать предстоящую Зимнюю Олимпиаду-2014 стало в РФ трендом. Неудачный выбор места, перестройка Сочи, казнокрадство — все эти аргументы в разных формах приводят россияне. И стоимость подготовки к Играм подозрительно выросла в пять раз — с чего вдруг такой размах? Впрочем, насчет размаха можно и поспорить. И сделать это вызвался глава МОК.

Как-то очень быстро позабылась первоначальная радость от того, что Зимние Игры-2014 будут проводиться именно в России. А ведь она действительно присутствовала, что отразилось в соцсетях и на форумах: "Лично я и все мое окружение безумно радовались тому, что на 2014 год городом проведения игр выбрали именно Сочи, что зимняя олимпиада будет впервые проводиться в России", — признается, к примеру, пользователь wasin. "Была в Сочи в 2007-м, когда МОК принимал решение о столице олимпиады-2014, видела безумную радость местных жителей и — не понимала — чему они, дураки, радуются?!", — рассказывает krotoffa.

Допустим, прошло время, в Сочи развернулась стройка, местные жители поняли, что грядущее мероприятие коснется их привычного быта непосредственно, стали ощущать неудобства, ужасаться внешнему виду города, который превратился в одну большую стройплощадку, и возмутились, мол, нет, так мы жить не хотели. А как хотели — вот это большой вопрос. Наверное, идеально для местных жителей было бы, если бы каким-то чудом стройка оказалась далеко за чертой города, дороги и инфраструктура выстроились сами однажды ночью, без перекапывания земли, без притока гастарбайтеров, без шума и так далее.

А для всех российских граждан, которые возмущены затратностью Олимпиады, наверное, было бы идеально, если бы Сочинский Олимпийский комитет повторил опыт своих коллег, устраивавших Олимпиаду в Ванкувере — минимум затрат, минимум удобств, спортсмены питаются фаст-фудом и живут в китайских кварталах, а затраты — всего 9 миллиардов долларов. По сравнению с тратами на Сочинские Игры, которые сегодня уже составляют порядка 1,5 триллионов рублей, — сущие копейки!

Читайте также: Убытки с олимпийским размахом: кто виноват?

Не будем сравнивать инфраструктуру Ванкувера с Сочи. И надо ли напоминать, что из названной суммы в 1,5 триллионов только 214 миллиардов ушло на возведение спортивных объектов и на создание объектов для обеспечения их функционирования, остальные же затраты пришлись на восстановление южного города. Но здесь важно привести следующий факт: стоимость Олимпиады в Канаде выросла за время стройки в 12 раз! Такая же ситуация была на последних летних Играх в Лондоне, где первоначальная смета составляла 3,93 миллиарда долларов, а потрачено было 15,39 миллиардов. То есть, растущие затраты на возведение крупных инфраструктурных объектов — это нормальная мировая практика.

Опровержение нашлось и на заявление, будто затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр. Отозвался на это утверждение сам президент Международного Олимпийского комитета (МОК) Томас Бах, по словам которого бюджет на организацию Олимпийских Игр в Сочи "далек от того, чтобы быть чрезмерным, и находится в рамках бюджета по организации других Олимпиад". Аргументировал свой ответ глава МОК как раз призывом разделять траты на спортивные объекты и конкретно на обустройство Сочи. А еще ранее глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что инвестиции в инфраструктуру Сочи (дороги, энергетика, гостиницы и так далее) он считает оправданными. Меж тем в вопросе окупаемости вовсе необязательно ссылаться на зарубежный опыт, достаточно обратиться к своей собственной, московской истории проведения Игр 1980 года, о чем "Правде.Ру" рассказал олимпийский чемпион 1980 года по спортивной гимнастике Александр Дитятин:

"Я по московской Олимпиаде сужу, что открылось много объектов. Те объекты, которые в Москве конкретно были построены под Олимпийскую деревню, это были жилые дома, которые бесплатно народ получил от государства (как раньше получали очередники), некоторые олимпийские чемпионы получили там квартиры, и стадион обновился, стал более современным, и залы стали лучше. Вот с этой стороны могу сказать, что это огромный плюс", — замечает спортсмен, подчеркивая, что инфраструктура после сочинской Олимпиады уже, конечно, не будет бесплатной, и дальнейшее ее применение будет зависеть от доступности цен.

Читайте также: Олимпийские факелы гасли даже в Афинах

В вопросе наследия, или правильно говоря "окупаемости", Олимпиад с Александром Дитятиным соглашается и первый зампред комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрий Свищев, который принимает непосредственное участие в подготовке к Зимним Играм:

"Олимпийские Игры — это, в принципе, рывок для любого государства вперед на 20 лет. Если посмотреть, что же получила Москва от Олимпийских игр 1980-го года, то это Олимпийская деревня, где живут сейчас люди, стадион Олимпийский до сих пор работает (без реконструкции, хочу заметить, с 80-го года!), Шереметьево, все дороги, развязки — это все было сделано только благодаря Олимпийским Играм. Если бы этого не было, мы бы до сих пор летали из Быково, — рассказывает депутат. — Что такое олимпийская стройка для региона Сочи? Мы знаем с вами, что благодаря "успешному" развалу СССР, мы практически лишились всех черноморских курортов. И у нас не осталось ни одного курорта, где можно качественно провести отдых. Сочи один из элитарных был, но он устарел, его начали строить в начале прошлого века, и все пришло в упадок! Все этим коммерческие ларьки, старый аэропорт, одна дорога, — все это превратилось уже в труху. Время идет вперед. И благодаря Олимпийским Играм там круче, чем в Москве".

Как рассказал "Правде.Ру" Дмитрий Свищев, он вернулся из Сочи три дня назад и успел оценить и новый аэропорт, и стадионы, построенные "по самым высоким международным стандартам", и так далее. "Конечно, это недешевое удовольствие, однозначно, — добавляет депутат. — Но это рывок вперед. Я считаю, это колоссальная победа России — то, что Россия смогла это построить во время кризиса, выстояла, все построила".

Читайте также: Олимпиада избавила Лондон от трущоб

Если отбросить эмоции и критику власти, то единственный объективный и логический вопрос заключается в том, как построенные объекты будут использоваться после закрытия Игр, и не обернутся ли такие значительные траты попытками быстрого возврата инвестиций, за счет людей, конечно же?

"Президент собрал не одно совещание, на котором сказал: ребята, постолимпийское использование и олимпийская история — это очень важно. И сейчас окончательно уже подходит к концу утверждение, как же будут использоваться в постолимпийский период все наши сооружения, спортивные объекты, инфраструктура, гостиничный комплекс и так далее. Я вам могу сказать, что инвесторы, которые строили все эти объекты, они точно получат поддержку государства. Вопрос в другом: какую поддержку? Государство тоже не может инвесторов стопроцентно удовлетворить. Но по крайней мере точно знаю, что поддержка будет", — заключает Дмитрий Свищев, напоминая, что ВЭБу, кредитовавшему инвесторов олимпийской стройки, уже обещана поддержка государства на дофинансирование кредитов.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить