Россиянам урежут наличный расчет за покупки

Опросы показывают, что большинство россиян весьма негативно отнеслись к инициативе минфина РФ ограничить наличные расчеты для физических лиц. Люди боятся, что меры, направленные против коррупционеров и неплательщиков налогов, обернутся против законопослушных граждан. Тем более, что система безналичных расчетов в России далека от совершенства.

Большинство россиян не поддерживают инициативу минфина, предложенную с целью ужесточить контроль за черным налом и справиться с проблемой уклонения от уплаты налогов. Речь идет об ограничении наличных расчетов для физических лиц. Уже установлено, что максимальная сумма наличных выплат с 2014 года составит 600 тысяч рублей, а с 2016 года сократится вдвое.

Авторы законопроекта предлагают также дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) штрафными санкциями для нарушителей. А нарушителями в далеком будущем предлагается признавать даже граждан, которые оплачивают наличными сделку на сумму 40-50 тысяч рублей. То есть, выходит, что человек не сможет даже приобрести дорогой диван или другую мебель без предъявления банковской карты. А если и сможет, то тем самым преступит закон. Таким образом, роль банков по планам властей будет целенаправленно расти, что не может не вызывать беспокойство населения.

Так, согласно исследованию, проведенному Superjob. среди 1600 экономически активных граждан России старше18 лет из 212 населенных пунктов, почти половина опрошенных (47 процентов) не поддерживает законопроект, около четверти (23 процента) пока не уяснили его смысл и с ответом затрудняются. Одобрило менее трети (30 процента) опрошенных.

О том, почему граждане России сопротивляются вводу ограничений на наличные расчеты, "Правде.Ру" рассказала независимый аналитик банковского сектора Екатерина Кондрашова:

"Граждане недовольны ограничением наличных платежей в силу того, что у нас из года в год повторяется все та же картина: человек снял деньги с банкомата и дальше их пошел тратить. И к этому безналичному расчету, то есть к оплате всяких услуг в интернете или с помощью банковской карты, не так много россиян привыкают. Я думаю, что в основном это жители мегаполисов, то есть Москва, Петербург и несколько крупных городов, — считает аналитик. — Если мы, например, возьмем глубинку, то я больше чем уверена, что там нет даже магазинов, которые могут принимать к оплате банковские карты. Это один запрет. Второй запрет в том, что у нас, чтобы безналичный платеж проходил легко и безопасно, это нужно доказать, но, как правило, то деньги не туда ушли, то деньги не в том количестве списались, и поэтому граждане не доверяют безналичным платежам".

При этом отношение граждан к инициативе минфина разнится в зависимости от дохода: против законопроекта выступали 38 процентов граждан с доходом меньше 25 тысяч рублей в месяц и 52 процента людей, чей заработок превышает 45 тысяч ежемесячно. Респонденты с доходом ниже среднего заняли нейтральную позицию, апеллируя тем, что таких денег у них нет. "Мне все равно, у меня нет таких денег". Кстати, сторонники ограничения суммы наличных платежей чаще всего апеллировали именно к величине среднего заработка: "У нормальных людей не может быть 600 000 наличными. Люди столько не зарабатывают".

Некоторая часть одобривших законопроект надеется, что "можно будет отслеживать денежные потоки" и "эти меры немного, но снизят реальные возможности коррупционеров тратить деньги, не задумываясь об ответственности". Противниками идеи минфина чаще оказывались мужчины и люди зрелого возраста, а женщины и молодежь оказались к закону лояльны.

Исследование убедительно показывает, что родимому минфину и банковской системе люди не доверяют. В частности, противники законопроекта называют его "слишком высоким уровнем контроля государства", попыткой "ограничения прав, свободы и личного выбора, вмешательством в личную жизнь". Отдельные возражения выглядят весьма здраво: "Упрощать — сложно, усложнять — просто, все как обычно".

Тем временем, по мнению Екатерины Кондрашовой, минфин видит необходимость как-то ограничивать наличные платежи, поскольку именно с таким платежным способом связан определенный вид мошенничества. "И они таким образом хотят действительно ограничить, чтобы люди больше привыкали к безналу. Плюс это дополнительные средства в экономику, которые якобы сейчас в теневом бизнесе участвуют. Так они не будут в нем участвовать. Но в свою очередь, конечно же, граждане против, а минфин делает это в добровольно-принудительном порядке, законодательно", — заключает независимый аналитик.

Надо сказать, что излишнего оптимизма по поводу законопроекта не питает и часть должностных лиц. Глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина заметила: "Всякого рода административные ограничения в нашей стране, где карточная инфраструктура развита очень неоднородно, могут быть губительны. У нас любят ссылаться на опыт зарубежных стран, но они к этому шли достаточно долго. Наши граждане, особенно в отдаленных районах и небольших населенных пунктах, не имеют достаточного опыта и уровня финансовой грамотности, чтобы активно пользоваться безналичными расчетами". По ее мнению, вместо запрета стоило бы в первую очередь подумать о развитии инфраструктуры безналичных платежей и снижении стоимости карт для населения.

На данный момент, по данным Центробанка, четверть всех расчетов по-прежнему проходит с использованием наличных. Насколько поможет контролю новый закон — пока неясно. Учитывая отсутствие доверия граждан к подобным новшествам, можно прогнозировать оживление рынка недвижимости и предметов роскоши в конце этого года — начале следующего: те, кто давно планировал крупные покупки, наверняка постараются реализовать эти планы до введения нового закона, буквально вскочив в уходящий поезд…

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *