Прогнозы по федеральному бюджету мрачнее тучи

Счетная палата призвала минфин снять розовые очки. По мнению представителей контрольного ведомства, проект федерального бюджета на 2014-2016 годы и поправки к нему выглядят чрезмерно оптимистичными с учетом показателей этого года. В Счетной палате уверены, что инфляция будет выше, рост ВВП — медленнее, а надеяться на нефтедоходы и вовсе не стоит.

В Счетной палате посчитали, насколько ошиблись чиновники минфин при составлении не только проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы, но и поправок к этому проекту. В своем заключении чиновники из Счетной палаты указали, что показатель роста ВВП, установленный на 1,8 процентах, с большой вероятностью достигнут не будет, а инфляция, заложенная в поправках к бюджету в районе 6 процентов, на самом деле составит не менее 6,1 процентов. Также в Счетной палате призвали особенно не лелеять надежд на большие доходы от нефтегазового сектора. А надежды эти действительно велики, поскольку минэкономразвития ожидает, что одна баррель Urals будет стоит 107 долларов США, тогда как международные исследовательские компании называют цену значительно ниже указанной.

"В бюджете действительно заложена довольно большая цена на нефть, если брать исторические показатели, — рассказал "Правде.Ру" старший аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. - При этом по итогам этого года мы видим, что даже высокая цена на нефть не привела к ожидаемому росту экономики. Мы видели, что промышленность на протяжении всех семи месяцев находилась около нулевых отметок, то есть роста не было. Сфера услуг розничной продажи за счет потребительского сектора, за счет увеличения госрасходов, в принципе, немножко показывала рост. То есть очевидно, что уже надо диверсифицировать как-то экономику. Помимо нефтегазовых доходов, должны появляться другие".

Читайте также: Инвесторы отвернули носы от США?

В целом российские эксперты согласны с заключением Счетной палаты касательно преувеличенного оптимизма, заложенного в бюджет следующих трех лет. И на вопрос "Правды.Ру" о последствиях несостыковки бюджета с реальными показателями аналитик "Инвесткафе" рисует довольно мрачную картину.

"Существенное наращивание дефицита бюджета приведет к тому, что будет либо расти госдолг, либо будут сокращаться расходы (это урезание социальной части), либо это приведет к росту налоговой нагрузки. Это три инструмента, которые могут использоваться, — уверен Андрей Шенк. — Что касается наращивания госдолга, то в краткосрочной и среднесрочной перспективах это существенного вреда экономике не нанесет, потому что у нас сейчас приемлемые показатели долговой нагрузки, если в рамках страны смотреть. Но в долгосрочной перспективе рост затрат на обслуживание долга будет ограничивать потенциал экономического роста. То есть за то, что будет потрачено сейчас, придется платить потом. Это будет ограничивать в дальнейшем темпы экономического роста".

Читайте также: Росстат предупреждает: обвал близок

Применение инструмента сокращения расходов, тем более в госсекторе, по ожиданию аналитика, приведет к сокращению потребительских расходов, что неминуемо в случае, если будут снижаться социальные выплаты, пособия и так далее. Следующим звеном в цепочке может стать замедление темпов промышленного производства за счет того, что будет урезан госзаказ, который для многих предприятий сейчас является источником выживания или, по крайней мере, хорошей поддержкой. А рост налоговой нагрузки для населения и для бизнеса чреват как снижением потребительских расходов, так и замедлением темпов роста экономики за счет увеличения нагрузки, негативно отражающегося на бизнесе, полагает Шенк.

Впрочем, по мнению профессора кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ, кандидата экономических наук Александра Абрамова, в случае, если минфин просчитался во многих пунктах проекта федерального бюджета, не произойдет ровным счетом ничего страшного, поскольку прогнозы в точности никогда не сбывались.

"Не надо ждать от прогноза абсолютной точности. И, скажем, большую разницу между инфляцией в 6 и 6,1 процент я, например, не вижу. Экономический рост — это, в общем-то, посущественнее. Я думаю, что тут Счетная палата отчасти права. Вот правительство 1,8 планирует, а МВФ 1,5 планирует, то есть ближе оценка, я думаю, МВФ, — заявил экономист. — Но сейчас это вопрос не столь принципиальный, скорее, мы наблюдаем процесс, когда новые руководители Счетной палаты хотят как-то себя проявить, анализируя бюджет".

Впрочем, прогнозы прогнозами, а незначительные расхождения, может быть, и не трагичны (даже с учетом сумм с девятью и более нулями, о которых идет речь в проекте бюджета), однако наиболее важный вопрос сегодня заключается в том, как стимулировать российскую экономику, чтобы она не опиралась на довольно зыбкий в нынешних реалиях сырьевой сектор.

"У правительства есть такая модель — правительство считает, что нужно стимулировать потребление за счет опережающего роста кредитов населению. Мне кажется, что это все-таки немножко рискованное предложение. Как изменить экономический рост? Это должно быть результатом достаточно длительных и последовательных усилий. Основные направления, как мне кажется — это все таки привлечение инвестиций (то есть лучшее использование прежде всего внутренних инвестиций, которые создаются государством и населением) и создание благоприятного экономического климата в России, — считает Александр Абрамов, — Важно не только принять какие-то нормативные документы и дорожные карты; важно, чтобы и правоохранительные органы, и региональная власти следовали тем предписаниям, которые содержатся в дорожных картах по улучшению предпринимательского климата".

Читайте также: Пенсии "оптимизировали". На очереди медицина?

Улучшение климата для ведения бизнеса вообще признается экспертами лучше таблеткой от замедления экономического роста — главной болезни современной России. И избавление от нее поможет в числе прочих решить проблему оттока капитала за рубеж, что наносит один из самых сильных ударов по бюджету страны.

"В целом за год мы пока наблюдаем отток капитала. Хотя в последнее время, по крайней мере, на фондовых рынках шел приток капитала. Но здесь нужно, чтобы шел приток капитала не только на фондовые рынки, но еще вливался в корпоративный сектор путем облигаций, а также путем прямых инвестиций. Сейчас здесь пока все не так хорошо, как хотелось бы. Для этого должна быть как минимум стабильная, понятная государственная программа; государство должно функционировать так, чтобы снижались налоговые риски, нужно развивать институт государственно-частного партнерства", — считает Андрей Шенк, в то же время подчеркивая, что не все зависит от одной лишь воли властей.

"Много будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация на основных экспортных рынках — в Европе и в Китае. США — на третьем месте, поскольку у нас не такой большой товарооборот с США. Основной наш рынок — это Европа, то есть те улучшения, которые намечаются в европейской экономике, в случаях грамотной реализации и если эти тенденции сохранятся, то это, скорее всего, поддержит и нашу российскую экспортно ориентированную экономику. Но если в еврозоне продолжится стагнация, а в Китае темпы роста будут ниже, то, скорее всего, существенно разогнать экономику не получится даже теми способами, как разгоняется в США, то есть смягчением монетарной политики", — заключает старший аналитик "Инвесткафе".

Впрочем, главное для России сегодня — диверсифицировать экономику путем сокращения нефтедоходов, даже если на это потребуется не один и не два года…

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

 

 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить