МВФ: тайна стабильной экономики раскрыта

Сырьевые товары в долгосрочной перспективе падают в цене по сравнению с продукцией высоких технологий. К такому выводу пришли аналитики Международного валютного фонда, изучившие динамику цен на ключевые сырьевые товары на протяжении последних столетий. При этом и цены на сырье более подвержены колебаниям, чем стоимость конечных изделий.

Аналитики, рассмотрев временные ряды волатильности ключевых сырьевых товаров на 350 лет вглубь, подтвердили основанную на эмпирических наблюдениях гипотезу Пребиша-Зингера.

Еще в 1950 году, Рауль Пребиш, ставший впоследствии первым Генеральным секретарем ЮНКТАД, выдвинул предположение о том, что в долгосрочной перспективе цены на экспортируемые страной сырьевые товары падают по сравнению с импортируемыми страной промышленными изделиями. То есть в долгосрочной перспективе в выигрыше остаётся экономика, основанная на промышленном производстве и высоком переделе исходного сырья. А вот экспортеры сырья неминуемо сталкиваются с ухудшением условий торговли.

В МВФ разложили данные о рынке сырья с 1650 года и составили 25 сравнительных пар цен на сырье и на промышленные товары. Выстроенные графики показали наличие резких колебаний цен, которые аналитики назвали структурными разрывами, то есть периодами, когда резко менялась динамика цен или объем выпуска того или иного товара. И выяснилось, что эти структурные разрывы в целом характерны для сырьевых товаров и происходят регулярно.

Читайте также: Торговый союз ТАФТА - "экономическое НАТО"

Причем колебания происходят тем чаще, чем ближе к рассматриваемый период к современности. С 1900–2005 годы каждый из исследованных 25 видов сырьевых товаров хотя бы один раз попадал в ситуацию структурного разрыва, проще говоря, в ситуацию, когда его производство становилось нерентабельным. Чаще всего за указанный период это происходило с золотом — четыре структурных разрыва, последний датирован 1979 годом. Впрочем, золото — не чисто сырьевой товар, но еще и финансовый актив с длинной историей, поэтому данный пример не является стопроцентно корректным.

Как выяснили эксперты, в первую очередь разрывы вызываются изменениями технологий в странах, потребляющих сырье. То есть в первую очередь обусловлены резким падением спроса, в том числе из-за ввода ресурсосберегающих технологий или же создания товаров-заменителей.

Снижение цен на сырье иногда вызывалось за счет резкого удешевления транспортной составляющей. Цена доставки в рыночной стоимости импортируемой продукции традиционно была весьма высока, но с середины XIX века она стала неуклонно снижаться за счёт появления новых прогрессивных видов транспорта. Снижение цен на перевозки в определенных случаях приводило к конкуренции идентичных видов сырья доставляемых из разных стран на определенные рынки, что также стимулировало снижение цен.

Например, появление холодильников резко глобализировало продовольственные рынки. Доставка скоропортящихся продуктов из самых отдаленных регионов мира перестала быть проблемой. Появление гигантских судов с огромной грузоподъёмностью в период 1950–1970-х годов позволило удешевить переброску тяжелых и обънмных грузов вроде железа, угля, нефти и других. Естественно, что к изменению баланса приводили и такие события как мировые войны, однако в данном контексте их следует рассматривать как форс-мажор, который скорее искажает тенденцию, нежели проявляет её

А чем были вызваны повышательные тенденции в ценах на сырье? Ведь периоды резкого роста цен на нефть и золото фиксировались в недавнем прошлом. По данным аналитиков МВФ, за последние полвека цены на сырье взмывали вверх трижды: в 1950, 1973 и 2003 годах. Причина — резко растущий спрос вследствие стремительного роста экономик, который имевшиеся добычные мощности удовлетворить не могли. Но как только сырьевики насыщали рынок, тенденция вновь приходила "в норму" — и сырьевые экономики начинали вновь проигрывать в торговом балансе развитым производителям.

Читайте также: Сможет ли БРИКС устроить подкоп под МВФ?

Цены на сырье обычно куда более чувствительны к изменению конъюнктуры, чем цены на промышленные продукты. Тем не менее, есть группа из 10 сырьевых товаров с невысокой волатильностью — это медь, чугун, серебро, бананы, кофе, табак, пшеница, нефть и олово.

Примечательно, что в этой группе оказались и сезонные товары, и нефть, которая давно выступает объектом спекулятивной игры. На аналитики уверяют, что на длинных многолетних графиках цены на нефть не столь уж и волатильны.

Сейчас цены на сырье поддерживаются ростом потребления в развивающихся странах, которые сделали ставку на догоняющую индустриализацию: в последние годы они обеспечивают 50 процентов ежегодного прироста объемов потребления сырья.

Впрочем, аналитики CitiGroup предрекают конец длившегося с начала 2000-х сырьевого суперцикла, когда спрос на сырье опережает предложение и подстегивают цены. Они прогнозируют, что в конце 2013 года цены на сырьевые товары окажутся ниже, чем в начале года. Причиной эксперты считают снижение спроса со стороны главного фактора, влияющего на формирование сырьевых цен последних лет- экономики Китая, где фиксируется замедление темпов роста.

Но, как показывает динамика текущих цен, под давлением в первую очередь находятся металлы. Цены на углеводороды по-прежнему находятся на достаточно высоких уровнях. Например, в июле импорт нефти в Китай вырос на 20 процентов и достиг рекордных 26 миллионов тонн.

Но не за горами и структурные разрывы, связанные с появлением новых технологий и потенциальным падением спроса на нефть в связи с переводом автотранспорта на альтернативные виды топлива.

Читайте также: Медь помогает Китаю в теневых делах

Упомянутый экономист-структуралист Пребиш видел для неразвитых стран главный путь, чтобы избавиться от зависимости от промышленно развитых стран — это политика протекционизма, помноженная на импортозамещающую индустриализацию. Надо подчеркнуть, что Россия пытается реализовать именно такую стратегию развития, что пока удается плохо. Причина в том — и об этом не упомянули эксперты МВФ во главе с Пребишем, — что развитые капиталистические страны "золотого миллиарда" сознательно консервируют ситуацию, при которой они меняют промышленные товары (но не технологии) на сырье и полезные ископаемые в развивающихся странах, соответственно, поддерживая выгодный для себя паритет цен. Такая политика принципиально ни чем не отличается от обмена стеклянных бус на золото, практиковавшееся средневековыми мореплавателями в контактах с папуасами. Упомянутое исследование неопровержимо подтверждает, что подобная экономическая дискриминация имеет многовековую историю и никак не связана с эффективностью той или иной экономики и уровнем благосостояния людей. Ведь вряд ли кто сможет оспорить тот факт, что, к примеру, исключительно сырьевой Катар гораздо благополучнее, к примеру, индустриально развитой Испании или Италии.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить