Байконур: Роскосмос уберет за собой

Роскосмос теперь в ответе за экологическую безопасность территорий в районе космодрома Байконур в Казахстане. Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Вопрос о безопасности земель вблизи Байконура, который РФ арендует с 1997 года, стоит особенно остро после последней аварии "Протона-М", случившейся 2 июля.

Роскосмос подготовил документ о принятии полномочий по обеспечению экологической безопасности, правил природопользования и охраны окружающей среды на космодроме Байконур в рамках реализации российско-казахстанских соглашений в данной области. Соответствующая информация появилась на сайте правительства России утром 31 июля, спустя два дня после подписания документа.

До сего момента полномочия Роскосмоса не позволяли обеспечивать экологическую безопасность Байконура и прилегающих к нему территорий. Однако шумиха, которая поднялась после последнего крушения ракеты-носителя "Протон-М", произошедшего на космодроме 2 июля, подтолкнула к срочному урегулированию вопроса об ответственных за загрязнение казахстанских земель. Теперь в задачи Роскосмоса входит установка правил природопользования и охраны окружающей среды для всех организаций, эксплуатирующих объекты комплекса Байконур, вне зависимости от их ведомственной принадлежности. А таких, к слову, немало, поскольку с 2002 года большинство объектов космодрома были переданы во владение гражданским предприятиям.

Проблема загрязнения Байконура, по мнению экспертов, сильно "залежалась" в ожидании решения. Космодром, открытый в Кызылординской области на территории Казахстана, верой и правдой служил с 4 октября 1957 года сначала СССР, потом Министерству обороны РФ и Роскосмосу. При этом служить России комплекс "Байконур", согласно договору об аренде, будет до 2050 года. Однако уже сегодня загрязнение территорий в районе космодрома вызывает серьезные опасения у экологов.

"Проблема гигантская, потому что за пятьдесят лет заражение вокруг космодрома Байконур, конечно, огромное, — считает научный журналист и писатель Владимир Губарев. — Я даже не говорю о том, что там падали первые ступени ракет. Там и топливо, и было много аварийных пусков, особенно с площадок — там были площадки Янгеля, Королева и Челомея. А у Янгеля было топливо очень ядовитое (это боевые ракеты), поэтому, естественно, вокруг Байконура большое загрязнение. Это не только топливо, в основном металла много, много отходов… Поэтому я понимаю, что правительство Казахстана потребовало привести в порядок район, приблизительно как это было на Семипалатинском полигоне. Но это огромные деньги, дополнительно к тем средствам, которые мы платим за аренду космодрома. Это, думаю, что в пару раз больше, чем сегодня аренда, которая составляет 115 миллионов долларов в год".

Читайте также: Ракета "Протон-М" утянула за собой и ТВ?

Меж тем распределение ответственности касательно экологического состояния близких к Байконуру территорий вызывает некоторое недоумение у экспертов в данной отрасли. Так, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин рассказал "Правде.Ру", что несмотря на то, что Роскосмос является главным эксплуататором крупнейшего в мире космодрома, хозяином этого объекта остается Казахстан, который не может полностью отстраниться от решения проблем экологии близлежащих районов.

"В соответствии с российским природоохранным законодательством, которое в принципе в основных положениях схоже с казахстанским, вменено хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность по обеспечению экологической безопасности, снижению негативного действия на окружающую среду и ликвидации последствий аварий, связанных с негативным воздействием на окружающую среду на данных объектах, — говорит Максим Шингаркин, подчеркивая, что космодром "Байконур" как раз и является хозяйствующим субъектом республики Казахстан. — Поэтому при утилитарном взгляде на вещи сам, собственно говоря, космодром и должен заниматься, с точки зрения казахстанского и российского законодательства, вот этими всеми вопросами. Но так как мы с вами четко понимаем (и все это понимают), что это особый случай, и реальным хозяйствующим субъектом на космодроме у нас является Роскосмос, то по результатам переговоров двух государств было принято решение, что российское государство предложит ответственного исполнителя (то есть тот хозяйствующий субъект, который фактически осуществляет деятельность на космодроме), чтобы ему были вменены обязанности обеспечивать мероприятия по экологической безопасности на данном объекте".

Данное явление уникально тем, заметил представитель Госдумы, что уполномоченные российские организации, в том числе федеральные, не обладают информацией о фактическом состоянии экологической обстановки вокруг космодрома Байконур, поскольку это находится за пределами юрисдикции РФ. Лишь казахстанские специалисты и лица, осуществлявшие какой-либо профессиональный мониторинг в районе Байконура, компетентны в области экологической обстановки в данном месте. Посему выходит, что Роскосмос, приняв ответственность за экологическую стабильность вокруг космодрома, получил "кота в мешке" и рассчитать сразу возможные затраты на решение поставленных задач представители Роскосмоса не в силах.

"Однако я думаю, что как раз при организации работ Роскосмоса по данной тематике может быть проведен аудит имеющегося у казахстанской стороны материала, результатов научных исследований разных лет, произведены экологические изыскания, то есть проведен фактический аудит на территории, прилегающей к космодрому Байконур, чтобы зафиксировать существующий уровень экологического загрязнения и относительно этого уровня выстраивать политику действий Роскосмоса и соответствующих подразделений Роскосмоса, или сумму подрядных организаций по обеспечению экологической безопасности. То есть мы должны понять — может, территорию надо реабилитировать? Может быть, объемы реабилитации таковы, что, допустим, если это делать исключительно за счет средств бюджета РФ (как, собственно говоря, и предполагалось), то это очень избыточные затраты? — замечает Максим Шингаркин. — Но ведь мы платим за аренду Байконура! Возможно, часть финансирования на реабилитацию ранее нанесенного ущерба должна в этом случае идти со стороны Республики Казахстан из тех платежей, которые мы платим за аренду? Поэтому для того, чтобы действительно вступить в "байконурское экологическое наследство", Роскосмосу и придется провести научные исследования. И организации, который могут провести такого рода научные исследования, в РФ есть".

Читайте также: Российская космонавтика выходит из анабиоза?

После оценки "багажа" Байконура путем существующих в России и Казахстане методик, Роскосмосу следует работать в двух направлениях: проводить профилактику и ликвидацию последствий плановых загрязнений, связанных с эксплуатацией ракетной техники, а также подготовить и в случае катастрофы реализовать мероприятия по ликвидации аварийных последствий. По словам председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, именно такие методики регулирования экологической ситуации реализуются на космодроме "Плесецк". И только четкое понимание фактической ситуации с фоновым загрязнением и возможным негативным воздействием, а также правильная организация работ поможет минимизировать затраты России на обеспечение экологической безопасности космодрома Байконур.

Читайте самое интересное в разделе "Экономика"

Последние новости сегодня, 1 августа 2013 года 

 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить