Власти Калининграда хотят производить продукцию для запада

Калининград прорывается на рынок Европы

Калининград обратил взгляд на Запад. Производители региона пытаются переориентироваться на европейский рынок, однако пока не выдерживают конкуренции. Тем не менее, чиновники намерены продолжать двигаться в выбранном направлении. В ближайшее время в регионе планируется создать несколько предприятий для производства продукции на зарубежные рынки.

"Я считаю, что у нас в области достаточно компетенций и качественной продукции, которая сертифицирована по российским условиям и поставляется на территорию Российской Федерации и стран СНГ. И вопрос продвижения этой продукции на экспорт — это вопрос немножко политический, немножко административный. Ну, и самое главное — это единая позиция Российской Федерации по выходу на внешний рынок", — пояснил данную позицию министр по промышленной политике Калининградской области Дмитрий Чемакин, чьи слова приводит Mail. ru.

Читайте также:          Калининград претендует на статус автогиганта       

Меж тем, напомним, прошлая попытка создать условия для развития внешнеторговых отношений у Калининградской области не увенчалась успехом. Даже несмотря на масштаб проекта. В соответствии с постановлением правительства РФ от 3 февраля 2007 года, на территории региона была создана особая экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа "Куршская коса". Соответственно, была разработана программа развития ОЭЗ, проекты строительства объектов инфраструктуры и создана проектная документация на них. С 2009 года началось активное финансирование экономической зоны.

Однако в конце 2012 года было принято решение досрочно закрыть ОЭЗ "Куршская коса". За все время существования к ней не проявил интерес ни один инвестор, соответственно, деньги оказались потраченными зря.

"Вместе с тем к настоящему времени в особой экономической зоне не зарегистрировано ни одного резидента и не привлечены частные инвестиции. Финансирование создания инфраструктуры с марта 2009 года приостановлено", — отмечалось в декабрьском постановлении Правительства РФ по данному поводу.

ОЭЗ — территория с особым юридическим статусом по сравнению с остальной территорией государства. В ее рамках предоставляются экономические льготы для предпринимателей как иностранных, так и национальных. Основная цель создания подобных зон — решение стратегических задач развития как государства в целом, так и той конкретной его территории, на которой находится ОЭЗ. Льготный режим особой зоны привлекает инвестиции и, тем самым, позволяет наладить внешнеторговые связи. Впрочем, по идее свои бонусы от нахождения в ОЭЗ должны получить и ее жители за счет развития социальной сферы, строительства новых объектов и появления возможностей, которых до тех пор в регионе не было.

Однако выполнить эти задачи, как показывает практика, удается не всегда. Поэтому закон вполне логично предусматривает возможность досрочного прекращения работы ОЭЗ, если та неэффективна. Критерии неэффективности просты. Так, в частности ст. 6 ФЗ "Об особых экономических зонах" предусматривает возможность ликвидации ОЭЗ, если в течение трех лет с даты ее создания в зоне не будет зарегистрировано ни одного инвестора.

В случае с "Куршской косой" власти ждали больше пяти лет. Однако экотуризм, на который и была ориентирована зона, оказался невостребованным. "Куршская коса" объединяла в себе одновременно шесть отдельных туристических зон. Местные власти регулярно давали обещания взять процесс под свой личный контроль, однако надежды на окупаемость зоны таяли в воздухе несмотря на все обещания. Отстоять ОЭЗ региональным чиновникам так и не удалось.

Теперь у Калининграда появился новый проект, который обещают выполнить местный власти. На этот раз он тоже пока не дает никаких положительных результатов, однако руководство субъекта заявляет, что при поддержке со стороны федерального бюджета, успех гарантирован. Пока, пожалуй, наиболее успешным предприятием Калининградской области является "Автотор", занимающийся сборкой автомобилей марок "BMW", "Chevrolet", "Hummer" и "Kia". По данным ряда исследований, на нем завязано около трети экономики субъекта. Данное предприятие никак нельзя назвать ориентированным на западный рынок. Другие же крупные предприятия города вряд ли смогут надеятся на резкий всплеск интереса к своей продукции, поскольку одним из них является судостроительный завод "Янтарь", а вторым — "Калининградский вагоностроительный завод". На какие именно предприятия власти делают ставку, не сообщается.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"   

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить