Рейтинг экономической ситуации в Индии зависит от цели экспертов

Прогнозы по Индии полны контрастов

Ряд ведущих мировых экспертов заговорил о резком ухудшении экономической ситуации в Индии. Суверенный кредитный рейтинг Индии находится на отметке "BBB-" с негативным прогнозом, но агентство Standard & Poor's и вовсе пригрозило в течение года снизить индекс этой страны до "мусорного". Неужели аббревиатура "БРИКС" потеряет центральную букву?

С некоторых пор авторитетные аналитики вдруг обратили особое внимание на экономические проблемы одной из ведущих развивающихся стран — Индии. В конце апреля Всемирный банк (World Bank — WB) понизил прогноз роста индийской экономики в текущем финансовом году с 7 до 6,1 процентов. А недавно, одно из ведущих мировых рейтинговых агентств Standard & Poor's, хоть и оставило рейтинг страны на уровне BBB- (что означает средний риск инвестиций, - у надежных заемщиков, к примеру Канады и Австралии, на данный момент ААА), но пригрозило снизить его до "мусорного" уровня.

Заявление несколько странное, особенно, если учесть, что в декабре прошлого года тот же S&P повысил долгосрочный суверенный рейтинг тонущей Греции сразу на шесть пунктов — от "выборочного дефолта" (что-то вроде "частично скончался") до "высокоспекулятивного" — мол, можно неплохо выиграть на облигациях страны, а можно и крупно погореть, Бог знает. Еще забавнее то, что другие, не менее авторитетные эксперты, смотрят на перспективы Индии достаточно оптимистично. В частности, старейшее тематическое издание The Economist, понизившее в апреле свой прогноз мирового экономического роста в целом, для Индии делает исключение, пророча ей быстрое восстановление. МВФ также благосклонно смотрит на азиатско-тихоокеанский регион (в который, по мнению этой организации, входит и Индия). Что, простите, происходит?

Читайте также: Сможет ли БРИКС устроить подкоп под МВФ?

Действительно, на фоне успехов прошлых лет, когда ВВП Индии рос темпами, лишь немного отстающими от ВВП признанного экономического акселерата — Китая (до 9,25 процентов в 2011 года, а в среднем — по 6 процентов в год), Индия сегодня переживает не лучшие времена. В 2012 году рекордный рост сменился рекордным же падением — до 4,7 процентов, и, что намного хуже — нисходящий тренд продолжился и в 2013. Как и во всякой экспорториентированной экономике, сказалось кризисное состояние стран — основных потребителей индийской продукции, прежде всего, США и Европы. В итоге с марта по апрель отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Индии выросло аж на 73 процента, а всего за год — почти на четверть.

Одновременно на экономику давят высокие цены на энергоносители и сырье. Растут долги частных компаний — настолько, что легенда индийского бизнеса, корпорация Tata Group, подумывает о продаже части своих зарубежных активов, в основном недостаточно, по мнению корпорации, эффективных. Эксперты, правда, сомневаются, что Tata Group сможет хоть что-то выручить за металлургические предприятия в Австралии и Великобритании: кризис продолжается и они сейчас мало кому интересны. Что уж говорить о долгах менее крупных заемщиков?

Есть у специалистов большие опасения в отношении сельского хозяйства страны — из-за неблагоприятного климатического прогноза. Неурожай плох не только сам по себе, но и тем, что вызовет массовое высвобождение занятых в отрасли людей. А это, как вы понимаете, увеличит социальную нагрузку на бюджет. Между тем, индийская казна уже подрастеряла накопленный в тучные годы жирок (как, впрочем, и бюджеты прочих стран БРИКС). Кстати, именно эти опасения вызвали угрожающие предупреждения Всемирного банка и прочих мрачных оракулов.

Но это — одна сторона медали. Gallup International не так давно провел исследование, в ходе которого не без удивления обнаружил, что так называемый "общемировой индекс экономической надежды" на 2013 год вырос. Да мало того, что вырос — составил целых семь процентов против минус двух год назад. Этот рост произошел во многом за счет оптимизма жителей развивающихся стран, и индусы открывают вторую пятерку этого списка вместе с жителями Саудовской Аравии.

Ну, ладно — то простые жители, которые, может и не в курсе глобальных долгосрочных трендов, а что говорят специалисты? А специалисты в лице правительства страны ожидают рост экономики на уровне 6,1-6,7 процентов. Что самое интересное — в S&P и WB с таким прогнозом, в целом, согласны. При этом у Индии сохраняется громадный запас роста за счет внутренних резервов: здесь по сию пору 70 процентов населения живет на два доллара в день. Накормить, одеть и вообще обустроить эту невообразимую массу (напомним — это одна из самых многолюдных стран в мире) помогут портфельные инвестиции, в притоке которых эксперты не сомневаются. МВФ даже предупреждает, что наплыв капитала из стран с мягкой кредитно-денежной политикой (все те же США, ЕС плюс Япония) может даже вызвать перегрев экономики. Да и индийский Центробанк вносит свою лепту, вот уже в третий раз с начала этого года снижая учетную ставку рефинансирования. Кстати, единственным среди регуляторов развивающихся стран.

Читайте также: В Индии набирает силу "вертолетный скандал"

Да и все прочие опасения выглядят не столь трагично: как ни крути, а даже минимальный рост в 3,1 процента, который прогнозирует Резервный банк Индии — недостижимая мечта не только для Греции, рейтинг которой отчего-то растет, но и для более развитых стран. Экспорт из страны, хотя и остается пока меньше импорта, однако растет четвертый месяц подряд. Проблемы с энергоносителями и сырьем? Ну, так мы в России уже c десяток лет слышим, что они вот-вот рухнут, и если (или когда) это произойдет, ВВП Индии рванет вверх ракетой. Да и индийское правительство, обжегшись на посулах США и их партнеров (о чем позже), ищет возможности снижения этих затрат в дружбе с Россией.

В общем, в противовес экспертам-пессимистам, эксперты-оптимисты прогнозируют рост ВВП Индии до 10 процентов и выше уже к 2016 году. На самом деле, сегодня вообще мало кто из специалистов готов на голубом глазу заявить, будто понимает, что происходит с мировой экономикой в целом. Так в чем же истоки случившейся с рядом уважаемых экспертных организаций истерики?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что из себя вообще представляют эти рейтинговые агентства? Между прочим, это вовсе не эфемерные научные институты, для которых истина дороже жизни — а вполне коммерческие организации, работающие на заказ и не всегда за деньги. Дело в том, что три наиболее авторитетных рейтинговых агентства — Moody's, Fitch Ratings и Standard & Poor's базируются в США. И уже не раз бывали казусы, когда выдаваемые ими рейтинги волшебным образом совпадали с политикой и нуждами Вашингтона. Так что, Индия прогневила США? Чем же?

Да многим. Несколько лет назад в Штатах родилась идея усиления геополитического влияния в Средней и Южной Азии. Частью целого комплекса мер стал проект газопровода между Туркменистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией. Задумка была шоколадная: одним махом прижать Иран, лишив его крупных потребителей газа (их получал Туркменистан), а заодно — и европейских партнеров с их Nabucco. Бонусом шла поддержка Индии против быстрорастущего соперника США — Китая, с которым у индусов имеется застарелый территориальный конфликт.

Поверив американским посулам, Индия демонстративно присоединилась к газовой (а теперь и нефтяной) блокаде Ирана и в 2010 году подписала договор о строительстве газопровода TAPI. Но тут случилась проблема: вся идея газопровода зиждилась на надежде, что американцы пробудут в Афганистане достаточно долго, чтобы успеть подготовить необходимую хотя бы для охраны этой ГТС профессиональную и эффективную армию из самих афганцев. Но Джи-ай, как известно, собрались в срочном порядке уносить ноги из непокорной страны. Тянуть же нитку газопровода через наиболее беспокойные Герат и Кандагар дураков нет. И TAPI встал намертво. Несмотря на то, что, в отличие от того же Nabucco, инвесторов у него более чем достаточно, и поставщик газа — Туркмения, готов наполнить трубу хоть завтра.

Читайте также: Индия и Китай решают территориальный вопрос

Тогда-то Индия и начала с надеждой поглядывать в сторону Москвы. Мало того: индусы предложили протянуть нитку газопровода в Казахстан с тем прицелом, чтобы однажды довести его до России. Могли ли ожидать в Вашингтоне такого вероломства? Еще смешнее получилось с Китаем: немного пошумев в спорном районе Кашмира, стороны взяли да и договорились о расширении экономического сотрудничества. В итоге товарооборот между странами может возрасти с нынешних 68 миллиардов до 100 миллиардов долларов в 2015 году.

Но это все цветочки. Похоже, основная претензия США — слишком тесное внимание индийского государства к собственной экономике. Авторитетные, опять же, эксперты, вроде наших "гарвардских мальчиков", давным-давно давят на правительство: необходима либерализация областей экономики, где роль государства, на их взгляд, чрезмерна. Например, к таким сферам относятся труд, земля и образование. Индийским гайдарочубайсам вторит аналитик S&P, объясняющий причины возможного снижения рейтинга: прогноз может быть пересмотрен и на "стабильный", если правительство будет планомерно осуществлять свои реформы.

Россиянам, да и не только нам, хорошо известны последствия такой либерализации и таких "реформ". Но индийские политики нет-нет, да и клюют на удочку "либералов". Недавно лидер Индийского национального конгресса Соня Ганди под их давлением дала согласие на сокращение субсидий на покупку топлива для беднейших слоев населения. Якобы, чтобы "восстановить доверие к органам государственной власти". Ну и получила угрозу снижения рейтинга от S&P и окрик от Всемирного банка.

Все это было бы не так грустно, если бы не одно обстоятельство: все эти натяжные рейтинги и прогнозы — сигнал к действию для так называемых "международных инвесторов". Теперь правительству Индии (а заодно и частному сектору страны) придется, если возникнет такая необходимость, занимать средства на международном финансовом рынке под увеличенные, по сравнению с прежними, проценты. Ну, а мы можем только пожелать своим партнерам по БРИКС скорее определиться в своей экономике и геополитике, а уж определившись — стоять до конца. Уж очень не хочется терять центральную букву в аббревиатуре. Без Индии эта группа будет уже не "кирпичами", а лягушачьим кваканьем.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Илья Никонов
Илья Никонов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить