Еврокризис: худшее, конечно, позади?

Еврокризис: политики оптимистичны, народ нет

Несмотря на принимаемые в Европейском союзе меры, призванные сократить бюджетные расходы и даже конфисковать офшорные накопления, кризис в экономике не только не идет на спад, но и угрожает перекинуться на пока относительно благополучные страны. Тем временем, политики упорно утверждают, что позади главная угроза — распад еврозоны. Так ли это?

Вот уже пятый год, начиная со старта кризиса в 2008 году, политики и экономисты Евросоюза с нетерпением ждут появления сигналов, которые свидетельствовали бы, что принятые ими меры, позволяющие достичь бюджетной экономии, сократить социальные расходы, урезать зарплаты и одновременно ужесточить фискальное давление, наконец-то дали положительный результат. К сожалению, экономическая статистика не только не радует экспертов и деятелей рынка, но и неумолимо свидетельствует о том, что в кризис втягиваются и стабильные экономики.

Вышедший в конце апреля доклад об уровне закупок оборудования на ближайшие полгода выявил, что большинство производителей ожидают в лучшем случае стагнации бизнеса, а в худшем — дальнейшего снижения продаж. Между тем, после провальных показателей первого квартала большинство экспертов было уверено в неизбежном начале роста.

Читайте также: России нужен одноглазый экономист

Хуже того: исследование продемонстрировало нарастание двух угрожающих трендов. Во-первых, кризис все больше бьет по промышленному сектору, в первую очередь — автомобиле- и машиностроению, издавна считающимися основой европейской экономики. А во-вторых, заметное снижение спроса зафиксировано в прежде благополучных странах вроде Германии и государств Северной Европы.

Одновременно серьезные проблемы испытывает европейский малый и средний бизнес, традиционно считавшийся экономической палочкой-выручалочкой. Так, издание Spiegel публикует результаты исследования, проведенного вторым по величине банком Германии Commerzbank, среди малых и средних предприятий. Оно свидетельствует, что 80 процентов опрошенных пессимистично настроены в отношении потенциального экономического роста еврозоны, в то время, как обострения мирового кризиса опасаются всего лишь 56 процентов предпринимателей.

Источники пессимизма, охватившего и представителей крупного бизнеса, и предпринимателей средней руки лежат в мерах жесткой экономии, предпринимаемых экономическими властями Евросоюза. Их следствием стало не столько ожидаемое экономическое оздоровление, сколько рост безработицы, снижение доходов населения и, как следствие — падение потребительского спроса, влекущее за собой дальнейшее обострение кризиса. Поэтому, как пишет Wall Street Journal, и капитаны бизнеса вроде топ-менеджеров компаний Volvo, Electrolux и крупнейшего производителя энерготехнических изделий ABB, и менее известные предприниматели отчаянно требуют от правительств отказаться от мер жесткой экономии и как-то смягчить фискальное давление. В противном случае, уверены они, Европу ожидает еще одно холодное экономическое лето — и тогда от нее отвернуться даже те инвесторы, кто еще продолжает верить в экономику еврозоны.

Читайте также: Португалия может пойти по пути Кипра

Увы, пока эти настойчивые просьбы остаются гласом вопиющего в пустыне. Власти европейских стран продолжают делать ставку на все те же инструменты, не избегая и крайне сомнительных. Так, несмотря на заверения политиков, кипрский опыт конфискации депозитов оказался заразителен — хотя и в несколько ином виде. В частности, как сообщает Daily Mail, власти Испании внезапно потребовали от проживающих в стране экспатов задекларировать собственность стоимостью свыше 50 000 евро, оставшуюся в странах, откуда они прибыли. Еще недавно испанская недвижимость (вкупе с прилагавшимся к ней испанским гражданством) была весьма популярна среди европейских пенсионеров, предпочитавших проводить старость в теплых краях — и понятно, что люди это не бедные, располагающие определенными активами на покинутой родине. Среди них насчитывается 200 тысяч одних только выходцев из Великобритании, и теперь все эти люди серьезно опасаются, что следующим шагом испанское правительство потребует от них внести свой вклад в спасение национальной экономики.

Декларации подлежит собственность в виде недвижимости, акций и сбережений. Требование испанского правительства распространяется на всех, кто проживает на территории страны более 183 дней в году — и проигнорировать его нельзя. Отказ от подачи декларации или ошибки в ее оформлении влекут за собой штраф в размере 10 000 евро. Учитывая столь строгий подход, поневоле будешь ждать дальнейших налоговых репрессий.

Кипрский казус уже дал свои плоды: по данным Европейского Центробанка отток финансов из местных банков после стрижки депозитов вырос почти в два раза, несмотря на все ограничения. Испанские экспаты также сейчас с удовольствием бы "сделали ноги" из некогда райского местечка, но они, в отличие от вкладчиков офшорных банков, связаны местной недвижимостью, продать которую хотя бы по цене приобретения сегодня невозможно. Более того: по мнению аналитиков Goldman Sachs цена недвижимости в среднем по Европе снизится в этом году еще на 10 процентов, а на изначально переоцененные испанские виллы и коттеджи — и того более.

Читайте также: Испания борется с нелегалами безработицей

В такой мрачной обстановке эксперты без особого оптимизма встретили объявленное Европейским Центробанком в первых числах мая снижение базовой процентной ставки с 0,75 до 0,5 процентов. Это первое подобное снижение за последние 10 месяцев и вообще, событие, немыслимое для ЕЦБ. Кроме того, глава ЕЦБ Марио Драги пообещал, что готов предоставить банкам столько недорогой наличности, сколько они смогут переварить. Тем не менее, специалисты предположили, что подобная политика — не более, чем красивый жест, призванный продемонстрировать, что ЕЦБ не менее прочих печется об укреплении зоны евро и спасении экономики Евросоюза. Они, в частности, указывают, что более энергичным шагом в укреплении евроэкономики стала бы скупка ЕЦП гособлигаций стран-членов ЕС по примеру не менее консервативного Центробанка Японии. Кроме того, часть экспертов полагает, что в отсутствии единого казначейства (по образцу США, где оно действует согласованно с ФРС), разнобой позиций 17 директоров ЕЦБ, представляющих 17 стран, все равно сведет эффект от подобных мер к минимуму.

Тем временем европейские политики по-прежнему продолжают делать хорошую мину при плохой игре, пытаясь разглядеть в малейших всплесках деловой активности (вроде незначительного роста британской экономики — аж на 0,3 процента с января по март) признаки грядущего рассвета. Они утверждают, что осталась позади главная угроза — распад еврозоны, а, следовательно, со временем все должно наладиться. Надежды весьма туманные, учитывая, что при создании ЕС промышленность стран-аутсайдеров вроде Греции или той же Испании была фактически уничтожена в угоду ее конкурентам из более благополучных государств. Так что теперь абсолютно непонятно, на чем будет базироваться экономическая устойчивость этих неудачников — разве только они будут пользоваться благосклонностью богатых соседей? Но именно такая практика и привела Евросоюз к нынешнему экономическому коллапсу.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Илья Никонов
Илья Никонов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить