Рост сегмента интернет-рекламы в России

Из ТВ деньги перетекают в интернет

Реклама, от которой раньше больше страдали читатели журналов и телевизионные зрители, теперь преимущественно портит жизнь пользователям интернета. И это только начало, прогнозируют эксперты: через 3-4 года доля интернет-пространства займет более трети рекламного рынка России. А значит, телевизионные и печатные СМИ лишатся львиной доли выручки.

За текущий год участие Сети в рекламном рынке увеличится с 19 до 22 процентов, прогнозируют специалисты международного агентства Carat. При этом большей частью пострадают коммерческие интересы телевидения, доля которого сократится с 48 до 46,4 процентов. Что касается печатных изданий, то их участие уменьшится с 13,9 до 12,6 процентов. Эксперты замечают, что сокращение прибыли именно телекомпаний было ожидаемо, поскольку издательским домам удается лучше адаптироваться к цифровой революции. Сегодня каждый журнал или газета стремятся переместиться в интернет-пространство, благодаря чему издательства получают в Сети от 2 до 25 процентов своих доходов, пишет газета "Ведомости".

Тем временем, далеко не все телекомпании пока знают, как переориентироваться на интернет-аудиторию. Часть из них пытаются создавать собственные видеопроекты, и тем самым зарабатывать в Сети, а остальные просто сотрудничают с владельцами видеопорталов, получая прибыль за продажу своего контента. Однако говорить о том, что интернет победил телевидение в борьбе за внимание российской аудитории, слишком рано. Большинство наших сограждан до сих пор не мыслят себе жизни без телевизора: оттуда они узнают прогноз погоды, последние новости, им же они занимают детей, а также часто проводят перед телевизором семейные вечера.

Разумеется, речь идет не о тех продвинутых семьях, где каждый имеет собственный компьютер, КПК или смартфон с выходом в интернет. Но даже при растущем увлечении гаджетами время просмотра телевизора россиянами стабильно сохраняются на уровне 4 часов в день. Известно, что зона вещания телевидения в настоящее время простирается практически на всю территорию нашей Родины (чему немало поспособствовало развитие платного спутникового ТВ), и Сеть в этом сильно ему проигрывает. Даже в Московской области к частным домам, расположенным в деревнях, не так просто провести интернет, а портативные модемы не везде дают то качество связи, которое могло бы соревноваться с телевизионными антеннами.

Читайте также: Безрекламный детский эфир отменят

Поэтому, скорее, не телевидение теряет свою аудиторию, а интернет нагоняет его. На это же указывает тот факт, что в 2012 году первым по величине рекламным рынком в РФ все-таки стало телевидение, а интернет занял вторую строчку, увеличив денежный объем до 1,7 миллиардов долларов. "Так или иначе сегмент интернет-рекламы будет расти быстрее, чем ТВ-рекламы, однако прогноз о трети всех расходов на рекламу через три-четыре года выглядит немного агрессивным, хотя и осуществимым. Необходимо помнить, что замедление темпов роста наблюдается и в сегменте интернет-рекламы, что может привести к стабилизации доли интернета в рекламных бюджетах", — прокомментировал ситуацию на рынке рекламы аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков.

И действительно, рост рынка рекламы в нашей стране замедляется все больше. По расчетам Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2012 году он прибавил 13 процентов, а в это году — лишь 11,3 процентов. При этом расходы рекламодателей, работающих с российской медиаиндустрией, выросли на 13 процентов, составив 298 миллиардов рублей. В дальнейшем траты на рекламу будут только расти, достигнув к 2017 году 3,4 миллиардов долларов, уверены эксперты. Рынок стимулируется активным применением новых технологий, таких как RTB (Real Time Bidding- свежая технология в индустрии онлайн-рекламы, которая представляет собой некий аукцион рекламных объявлений в реальном времени) и видеореклама.

Впрочем, иные эксперты уверены, что в России делать ставку на новые технологии в сфере онлайн-рекламы слишком рано. Так, по словам управляющего директора BBDO Андрея Брайовича, мнение которого приводит издание "Ведомости", Россия еще не достигла уровня развития широкополосного доступа в Интернет и 3G, необходимого для стабильного просмотра видео всеми пользователями Сети. Но что касается в целом рынка рекламы, то, согласно исследованию, в нашей стране в 2014 году он будет расти более стремительно, нежели в других государствах мира.

Читайте также: Social TV: будущее за интерактивом

Конкуренцию России по развитию рекламного рынка сможет составить только наша соседка по БРИКС — Бразилия. Но здесь значительную роль эксперты международного агентства Carat выделяют громким спортивным событиям, таким как Олимпийские игры в Сочи и Кубок FIFA в Бразилии, которые активизируют рекламодателей из самых различных сегментов рынков обеих стран.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *